История ЗИЛа — от холодильников до правительственных лимузинов

Как автогигант превратился в спортивный кластер.
История ЗИЛа — от холодильников до правительственных лимузинов

У многих москвичей были холодильники ЗИЛ, а одноименные грузовики колесили и продолжают еще колесить по всей стране. И, конечно, серые лимузины, которые можно увидеть на параде, ежегодно проходящем 9 мая на Красной площади. Почти сто лет тому назад на окраине Москвы состоялась закладка будущего автогиганта, не раз менявшего свое название и ставшего во второй половине XX века известным заводом под аббревиатурой ЗИЛ.

История ЗИЛа началась в 1916 году, когда в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности предполагалось построить шесть новых заводов. К тому времени под Москвой, в Филях, акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» начало строить свое предприятие, пытаясь перевести туда мощности эвакуированного из Риги производства. А за постройку нового взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚». Согласно договору, который был заключен с Главным Военно-техническим управлением, требовалось поставить 1 500 машин, а сам завод должен был быть запущен не позднее октября 1916 года. 2 августа по новому стилю состоялись торжественный молебен и закладка завода «АМО» (Автомобильного Московского общества) в Тюфелевой роще. Сосновый бор, который называли Тюфелевой рощей, еще существовал, но уже был частично застроен кожевенным и химическим заводами, а через оставшиеся луга в 1908 году прошла Окружная железная дорога.

Для проектирования новых корпусов пригласили выдающихся специалистов — архитектора Александра Кузнецова и инженера Артура Лолейта. Также в работах участвовал и архитектор Константин Мельников. А жилой городок для сотрудников проектировал Иван Жолтовский.

Разработать в кратчайшие сроки с нуля собственные модели автомобилей не представлялось возможным, поэтому у итальянской фирмы ФИАТ была закуплена лицензия на сборку 1,5-тонного грузовика FIAT 15 Ter образца 1915 года. Однако этот договор предусматривал довольно жесткие условия, согласно которым за каждый произведенный автомобиль необходимо было выплачивать итальянской фирме 1 000 франков, при выпуске не более 1 500 штук в год.

Комментарии
Комментарии