Политическая история христианского Востока

Историк Алексей Муравьёв о локальных цивилизациях Древнего Востока, миссионерских проектах и христианстве в эпоху арабских завоеваний.
Политическая история христианского Востока

Мы говорим о политической истории христианского Востока. Для того чтобы ее правильно локализовать, нужно вспомнить, что это одновременно и история Ближнего Востока, и история Центральной Азии, и отчасти история Африканского Рога, то есть Африки, которая примыкает к Ближнему Востоку. Где находится христианский Восток с политико-географической (как сейчас говорят, геополитической) точки зрения? С одной стороны, до арабских завоеваний, то есть до первой половины VII века, христианский Восток представляет собой кластер, встроенный в различные цивилизации Древнего мира, прежде всего в античную цивилизацию или в цивилизацию мистического Востока. Что касается ситуации после VII века, то там христианский Восток представляет собой внутренний кластер, с одной стороны, исламской цивилизации, а с другой стороны, это несколько локальных субцивилизаций, которые сложно приписать к какой-то большой цивилизации. Но в целом, если мы говорим о Закавказье, грузинско-армянская и кавказско-албанская цивилизации представляют собой ряд средневековых цивилизаций Кавказа и Закавказья.

Постепенно христианский Восток начинает прирастать, к IX–X векам его конфигурация меняется, возникают центральноазиатские сегменты, и изменяется конструкция в Африке, где исчезает нубийский сегмент и меняется эфиопский. Иначе говоря, географически цивилизации христианского Востока имеют некий логический центр в виде Средиземноморья, но они расположены каждая в каком-то отдельном месте и встроены в локальные субцивилизации либо Древнего мира, либо средневекового Ближнего Востока и Центральной Азии.

В политическом смысле христианский Восток редко представлял собой определяющий политическую историю фактор. Христианский Восток возникает с началом христианства, с его проповедей за пределами Палестины. Мы видим, что примерно с III–IV веков христианство может играть значительную роль в политических процессах на востоке.

Фергюс Миллар предложил ввести отдельное определение Римский Ближний Восток (Roman Near East). С ним можно согласиться, потому что это субцивилизационная зона, в которой сталкиваются интересы нескольких политических игроков. Именно от этих игроков зависит положение христиан и христианства.

Комментарии
Комментарии