Карло Фуортес: «Последним шансом спасти Римскую оперу было уволить оркестр и хор»

Как легендарный театр избежал банкротства.
Карло Фуортес: «Последним шансом спасти Римскую оперу было уволить оркестр и хор»

В 2013 году итальянское правительство приняло решение — бюджетное финансирование в 2014 году получат только безубыточные театры. Это означало, что многие оперные театры оказались на грани закрытия. В их числе — Римский оперный театр, когда-то главный и самый авангардный в Италии. Много лет он терпел убытки, падало количество проданных билетов, попытки реформировать учреждение саботировали профсоюзы. В декабре 2013 года пост директора театра занял Карло Фуортес, руководитель двух главных выставочных площадок Рима: «Палаццо делле Эспозициони» и «Скудерие дель Квиринале». Он спас Римскую оперу от банкротства, к концу 2014 года сравнял доходы с расходами — и получил госфинансирование. В интервью «Секрету» Фуортес рассказал о том, как театр стал эффективным бизнесом.

— Вы руководите Римской оперой два года и за это время успели больше, чем предшествующие руководители за несколько десятилетий. При вас провинциальный театр на грани банкротства превратился в интересный преуспевающий проект. Как вам это удалось?

— Когда я пришёл в театр в декабре 2013 года, ситуация была очень сложная, если не сказать безвыходная. Театр был должен государству 35 млн евро, дефицит в годовом бюджете составлял около 13 млн евро.

— Вы знали об этом, соглашаясь на должность?

— Я знал, что дела плохи, но не осознавал насколько. Прежнее руководство, конечно, не оставило после себя подробного отчёта. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы понять ситуацию.

Главный источник проблем был тот же, что и во всей итальянской системе в целом. Политики нередко назначают руководителями культурных учреждений некомпетентных людей. Последствия везде одни: растраты, неэффективное использование ресурсов, клиентелизм. Другим источником проблем был затянувшийся конфликт между дирекцией театра и профсоюзами, не желавшими идти на уступки. Ситуацию усугубляло то, что оперный театр — заведомо нонпрофитный сектор, нуждающийся в государственных или частных вложениях.

Комментарии
Комментарии