«Поля крови» Карен Армстронг

Как религия и война связаны между собой.
«Поля крови» Карен Армстронг

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла новая книга от автора «Истории бога» Карен Армстронг: на этот раз известный британский религиовед сфокусировалась на взаимоотношениях веры и насилия. Петр Силаев приветствует острую тему для разговора, но находит методологию исследовательницы несовременной.Примордиальная пустыня. Земледелец Каин убивает пастуха Авеля. Буйный правитель Гильгамеш сокрушает хтонических монстров и зубы своих подданных. Опьяненные сомой арии вторгаются на индийский субконтинент и заставляют местных жителей поклониться воинственному Индре — угонщику скота. Иисус Навин приносит ханаанские города в жертву своему богу — единственному, кто достоин поклонения. Римляне разрушают Второй храм, а несогласных поклониться статуе императора отправляют ко львам. Крестоносцы в лохмотьях опустошают Палестину, а затем правоверные правители уничтожают их государства и заодно Константинополь. Шведский король Густав Адольф насаждает протестантизм в Европе, притом что половина его союзников — католики.

Не совсем понятно, зачем в издательстве «Альпина нон-фикшн» перевели такой пространный учебник по истории религии. Впрочем, после сокрушительного поражения, которое нанесли секулярному религиоведению основы православной культуры, российскому читателю будет полезна любая книга по данному вопросу. Вслед за Карен Армстронг мы мчимся галопом через эпохи и континенты, вихрем мелькают перед глазами научные концепции и идеи: часть из них — несколько спорные, часть — несколько устаревшие.

Заглавие оправдывает автора: ее задача — проследить связь между религиозными верованиями и насилием на протяжении всей истории человечества. При этом она полемизирует с публицистами, утверждающими, будто первое неотделимо от второго. Проблема в том, что такая точка зрения непопулярна в сегодняшней России, а подробного изложения какой-то оригинальной теории на этих 500 страницах мы так и не видим.

Скорее это подробное погружение в проблематику, уравнивающее в правах самые разные представления. Религия как социальная институция, санкционирующая структурное насилие государства.

Комментарии
Комментарии