Что изменит открытие гравитационных волн

О значении открытия научной коллаборации LIGO.
Что изменит открытие гравитационных волн

Традиционно в астрономических наблюдениях при открытии нового излучения говорят о новом окне во Вселенную. Люди тысячи лет наблюдали небо визуально, потом начали строить оптические телескопы, но это все тот же диапазон, доступный глазу. Затем научились использовать в астрономии рентгеновское, инфракрасное и радиоизлучение, космические лучи. Предпоследним новым потоком информации стали нейтрино, нейтринная астрономия получает частицы из центра Солнца. Это, безусловно, новые окна. И теперь есть гравитационные волны. Например, когда сливаются две черные дыры, все, что происходит, — это гравитационно-волновой всплеск. Гравитационные волны — единственный способ изучать такие события.

В 2016 году мы наверняка услышим о слиянии двух нейтронных звезд, это тоже очень интересно. Такое слияние еще не было гравитационно зафиксировано. Сейчас мы более-менее уверены, что короткие гамма-всплески — это слияния нейтронных звезд (так говорит стандартно устоявшаяся модель). Но нам фантастически важно одновременно увидеть короткий гамма-всплеск и гравитационно-волновой сигнал от того же самого события. Когда у LIGO начали появляться кандидаты в гравитационно-волновые всплески, они специально анализировали результаты рентгеновских и гамма-наблюдений: не видно ли и так всплесков. Команда LIGO выдает запросы наблюдателям, чтобы они проанализировали свои данные в других диапазонах. В этот раз ничего не обнаружили, что и неудивительно, ведь сливались черные дыры, а не нейтронные звезды.

Астрофизика становится похожа на физику частиц. Физики сталкивают протоны и смотрят, что получается в итоге. А мы теперь имеем возможность наблюдать столкновения нейтронных звезд, для того чтобы узнать, как они устроены внутри. Но это спустя какое-то время, а сейчас полученные результаты по всплеску 14 сентября будут одним из лучших доказательств существования черных дыр. У теоретиков есть множество моделей для их описания, я думаю, какие-то альтернативные модели будут отброшены. Пока все говорит о том, что черные дыры очень похожи на наши базовые представления о них. Для астрономии и астрофизики это существенный результат.