Что ученые успели открыть в 2016-м

Спойлер: там не только гравитационные волны.
Что ученые успели открыть в 2016-м

Отличные новости, читатель! За последние пару месяцев, пока среднестатистические человеки следили за событиями в горячих точках и рыдали над курсами валют, наука, никого не предупреждая, пошла в отрыв. Последняя новость о доказательстве предсказания Эйнштейна, может быть, и не очень тебя взбудоражила, мы и сами мало что в этом поняли. Поэтому и попросили шеф-редактора издания о науке «N+1» рассказать о важных открытиях, свидетелями которых мы стали в этом году. А он, обрати внимание, наступил буквально вчера!

Гравитационные волны

Не будем в стотысячный раз вспоминать про предсказанные сто лет назад колебания пространства-времени и человека, которым оказался Альберт Эйнштейн. Главное, что надо знать про нынешнее открытие, — это то, что оно вовсе не про подтверждение общей теории относительности. В том, что гравитационные волны должны существовать, никто из физиков в общем-то и не сомневался. Скажу по секрету: их существование уже даже было косвенно доказано наблюдениями за пульсарами. За это уже успели дать Нобелевскую премию.

Суть нынешнего открытия в том, что физики научились видеть космос в совершенно новом, «гравитационном» свете. Это позволит наблюдать гравитационную подоплеку таких экстремальных событий, как слияния черных дыр и нейтронных звезд, схлопывания сверхновых, а также видеть гравитационную рябь от Большого взрыва. Тысячи лет астрономы наблюдали космос в видимом диапазоне, в XX веке к нему добавились радиоволны, потом инфракрасный свет и рентгеновские лучи. И каждый раз появление новых инструментов производило маленькую революцию в нашем понимании устройства Вселенной. До сих пор все это были подвиды электромагнитного излучения, но никому не удавалось почувствовать «чистую гравитацию». А гравитационные волны, беспрепятственно летящие по Вселенной, — это как раз «чистая гравитация» и есть.

Американские детекторы LIGO, с помощью которых физики поймали нынешний сигнал слияния двух черных дыр, не уйдут на заслуженный отдых, а будут работать еще очень долго. На самом деле они уже поймали несколько новых, более слабых сигналов.