История Мавзолея Ленина

Откуда появилась идея мавзолея на Красной площади, как он связан со стилем ар-деко и почему не похож на зиккурат.
История Мавзолея Ленина

Мавзолей Владимира Ильича Ленина — это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение — памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

История сооружения

Мавзолей — древнейший тип монументального сооружения у всех народов и во всех странах. Это гробницы царей и иной племенной знати, как и курганы кочевых народов и так далее. Все они, например пирамиды Древнего Египта или мавзолей Августа в Риме, перестроенный в Средние века в замок Св. Ангела, — сверхмассивные сооружения. Главное отличие Мавзолея Ленина заключается в том, что он не гигантское сооружение, призванное затмить Кремль и загромоздить Красную площадь, а сравнительно небольшой объект, тактично вписанный в архитектурный контекст.

Пожалуй, нельзя найти никакого аналога — все прочие, такие как мавзолей Димитрова в Софии, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, Пантеон в Париже, Тадж-Махал или даже Храм Христа Спасителя, задуманный как кенотаф участников войны 1812 года, доминируют на тех площадях, где они расположены. Современный проект памятника князю Владимиру продолжает эту традицию доминирования, против чего возразили деятели культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мавзолей на Красной площади

Для большевиков было естественно все пропагандирующие советскую власть объекты размещать на Красной площади, у стен Кремля. Начиная с 1917–1918 годов у кремлевской стены хоронили революционеров и политических деятелей, но их могилы были маловыразительны. Только мемориальная доска-барельеф скульптора Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была внушительных размеров — ее установили на Сенатской башне Кремля в 1918 году. Мемориальную доску демонтировали после строительства мавзолея, и сейчас она хранится в музее-мастерской скульптора.

Вождь мирового пролетариата скончался 21 января 1924 года, и его соратники решили сохранить тело для потомков. Для этого был выбран мавзолей как наиболее адекватная архитектурная форма.

Комментарии
Комментарии