«Даже национальные меньшинства не хотят учить родной язык»

21 февраля во всем мире отмечали Международный день родного языка.
«Даже национальные меньшинства не хотят учить родной язык»

21 февраля во всем мире отмечают Международный день родного языка. Уже шестнадцатый год в этот день все языки провозглашаются равными, а различные мероприятия и акции призывают к борьбе за сохранение и распространение языка национальных меньшинств — по статистке, каждый месяц теряется примерно два из них. Носители национальных языков и преподаватели приветствуют читателей «Мела» и делятся подробностями о преподавании этнических языков в общеобразовательных школах.

Родной язык — это гордость, наследие и богатство даже самого маленького этноса. 21 февраля 1952 года об этом попытались сказать студенты Республики Бангладеш, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали. Они погибли от пуль полицейских. С тех пор прошло более полувека. Сегодня 40% языков планеты находятся на грани исчезновения.

Тем не менее, языковым многообразием России все еще можно восхититься. Согласно российской Конституции русский язык признан государственным на всей территории РФ. Однако республикам дано право устанавливать и свои государственные языки. В некоторых из них на родном языке общаются с малых лет — и в семьях, и в социуме. В других — только жители маленьких населенных пунктов, а учащиеся и студенты изучают разве что факультативно.

Есть и промежуточный вариант: родной язык вроде бы обязательный школьный предмет, но вне школы совершенно не востребован.

Представители всех без исключения республик отмечают, что сфера использования родного языка стремительно сужается. В его изучении и употреблении не заинтересовано ни детское, ни взрослое сообщество. Национальный язык уходит в небытие.

Виталий Сигильетов

Студент ЮГУ г. Ханты-Мансийск и Будапештского университета имени Ло́ранда Э́твёшапо (направление венгерский язык и финно-угроведение)

Пӛтьӓ вәлытәӽ!

Проблема с национальным языком имеет две стороны: с одной — это различные законодательные акты и документы, не дающие свободно вводить те или иные часы, а также манипулировать часами по родному языку, с другой — сами национальные меньшинства (в нашем регионе это ханты, манси и лесные ненцы) не хотят изучать родной язык. С каждым годом часов родного языка в школьной сетке все меньше. Сейчас — всего два в неделю. Ребят, интересующихся родным языком, крайне мало и родители против него, так как не видят перспективы использования.

Комментарии
Комментарии