Депрессия по-неандертальски

Депрессии, аллергия и никотиновая зависимость у современных людей могут быть следствием неандертальского генетического наследства.
Депрессия по-неандертальски

У вас депрессия, аллергия или вы никак не можете бросить курить? Возможно, в этом виноват ваш внутренний неандерталец — во всяком случае, так считают авторы масштабного генетического исследования, опубликованного в журнале Science.

Около 50 тысяч лет назад наши предки — Homo sapiens — встретились в Европе со своими дальними родственниками — неандертальцами (Homo neanderthalensis). Какое-то время они жили бок о бок, потом неандертальцы по не вполне понятным причинам вымерли, как долго считалось, не оставив потомства.

Однако в последнее время всё чаще говорят о том, что они не просто соседствовали со своими сородичами сапиенсами, но и скрещивались с ними — так что потомство у неандертальцев всё-таки было. В результате в геномах большинства европейцев остался значительный неандертальский след: около полутора процентов генов досталось нам от H. neanderthalensis. У большинства африканцев подобных архаичных следов в ДНК нет — сапиенсы повстречались с неандертальцами уже после того, как покинули «историческую родину».

Сравнив геномы неандертальцев, денисовца (ещё одного нашего вымершего сородича) и современных жителей Европы и Азии, исследователи выделили около 12 тысяч генетических комплексов — гаплотипов, позаимствованных у H. neanderthalensis. Про некоторые из этих гаплотипов кое-что известно (так, одни гены отвечают за работу иммунитета, другие — за развитие кожи и волос), однако, чтобы совсем точно определить их функции, необходимо провести множество дорогостоящих исследований генов в тканях или лабораторных животных.

Но можно пойти другим путём – так, как поступили генетики Джошуа Эки (Joshua Akey) из Университета штата Вашингтон и Тони Капра (Tony Capra) из Университета Вандербильта (Теннесси, США). Они решили искать неандертальские гены в базе данных Electronic Medical Records and Genomics Network, где, помимо информации о геномах, собраны истории болезни десятков тысяч людей из девяти американских городов.