«Мадонна делле Грацие»: история одной картины

Искусствовед Ирина Артемьева об одной картине Лоренцо Лотто, загадках биографии и значении открытия для изучения творчества мастера.
«Мадонна делле Грацие»: история одной картины

В фондах Эрмитажа хранится небольшая Мадонна с младенцем, исполненная на доске размером 39,5 х 32,5 см. Сведения о ее происхождении скудны: в 20-е годы прошлого века из частного ленинградского собрания она поступила в Антиквариат для продажи за границей, была возвращена в 1933 году и передана в Эрмитаж. В инвентарь музея ее внесли как произведение неизвестного итальянского художника XVI века.

Атрибуция картины

Вместе с тем ни отдельные повреждения живописи, ни поздние реставрационные записи не могли затенить художественных достоинств этой работы: виртуозность живописного исполнения картины свидетельствовала о незаурядном мастерстве автора. Что же до особенностей индивидуальной манеры, то они безоговорочно указывали на итальянского художника эпохи Возрождения Лоренцо Лотто: яркая, насыщенная цветовая гамма, построенная на неизменном для мастера сочетании интенсивно синего, красного, желтого и зеленого, прихотливая игра драпировок, характерная пластика движений, наконец, тип лица Мадонны и младенца Иисуса, неоднократно повторенный художником в 1540-е годы.

При первом же взгляде на эрмитажную Мадонну в памяти возникала другая — алтарная картина из церкви Сан-Джакомо делл’Орио в Венеции, исполненная в 1546 году (свои расходы и полученную от заказчиков плату художник аккуратно записал в «Книге счетов»). Но если эрмитажная картина была написана приблизительно в то же время, что и венецианский алтарь, следовательно, она тоже должна быть включена в расходную книгу Лотто.

Лоренцо Лотто. Алтарь для Сан-Джакомо делл’Орио (Мадонна с четырьмя святыми).

Но в расходной книге выбор оказался совсем невелик: в записях Лотто упомянуты два изображения Мадонны, до сих пор не сопоставленные ни с одной из известных работ мастера. Причем если об одной из них, отправленной художником в 1545 году из Тревизо в Венецию монаху-доминиканцу фра Лоренцо из Бергамо, совсем ничего неизвестно (запись глухо сообщает о картине с изображением nostra Donna), то вторая упомянута Лотто несколько раз.

В январе 1542 года мастер записывает: «…за картину с Мадонной и тремя ангелами, которую мессер Марио желал видеть законченной ко дню пострижения Лукреции в монахини — 12 дукатов (74 лиры)».

Следующая запись появляется в марте: «10 марта — за изготовление шпонок для картины, предназначенной Лукреции, моей племяннице, то есть той, что изображает Мадонну делле Грацие — 6 сольди». В июле Лотто оплачивает счет за металлический позолоченный футляр с крышкой: «…июля 1542 за раму с тимпаном для картины Мадонна делле Грацие, предназначенной Лукреции, — за деревянную раму 3 лиры 5 сольди, за позолоту тимпана [то есть железного футляра с крышкой] — 11 лир 3 сольди».

Техническая экспертиза

Возник вопрос: что общего между той «Мадонной делле Грацие», которая была закончена Лотто в 1542 году, и эрмитажной, ведь в «Книге счетов» ясно сказано: «…Мадонной и тремя ангелами», а на дощечке в Эрмитаже никаких ангелов нет? Между тем на картине из Сан-Суси (ныне Новый дворец, Потсдам), долгое время считавшейся работой учеников Лотто, но недавно приписанной самому мастеру, Дева Мария, как и в композиции из Эрмитажа, любуется божественным младенцем, сидящим у нее на коленях, в то время как ее окружают пять ангелов.

На картине Эрмитажа темный глухой занавес диссонировал с яркими, сильно освещенными Мадонной и младенцем — на его фоне они казались плоской вырезанной аппликацией, в картине отсутствовала глубина, фигурам не хватало воздуха.

Интуиция подсказывала, что необходимо исследовать картину с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей. Результаты, полученные в Лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа, дали исчерпывающий ответ на все вопросы и рассеяли сомнения: под занавесом (поздней записью) за спиной Мадонны прекрасно читались фигурки трех ангелов, причем в такой сохранности, что можно было надеяться на успех расчистки картины.

В процессе реставрации, после удаления позднейших загрязнений и прописок (реставратор — С.А. Киселев), удалось полностью раскрыть авторскую композицию, и можно утверждать, что перед нами та самая «Мадонна делле Грацие», что была написана Лоренцо Лотто в Венеции в начале 1542 года.

Остается вопрос: кто же такие мессер Марио и Лукреция, для которой создана эта картина? «Книга счетов» начата художником в годы, когда он предпринял последнюю попытку обосноваться на родине в надежде провести здесь остаток своих дней. У Лотто не было своего дома в Венеции, и он поселился в семье своего ближайшего родственника — двоюродного племянника Марио д’Армана. Отношения были оформлены специальным договором, определявшим арендную плату и расходы по дому, которые должен был нести художник. Из записей в «Книге счетов» видно, что Лотто написал для родных немало картин, предназначавшихся им лично или в подарок друзьям.

Биография художника

За «Мадонну делле Грацие» для старшей дочери Марио, Лукреции, ставшей монахиней в монастыре Сан-Бернардо в Тревизо, художник получил плату в 12 дукатов. Однако доходы Лотто вовсе не были высокими и не покрывали его затрат на жизнь, необходимые для работы материалы и расчеты с их поставщиками. К тому же крупных заказов в Венеции художнику добиться не удалось. Причину следует искать в характере мастера: неуступчивый, никогда не изменяющий самому себе, глубоко и искренне набожный, он подчинил себя строгой самодисциплине, всегда следуя суровым заповедям христианской морали.

В Венеции для преуспевания требовались совсем иные качества: здесь нужно было искать покровительства влиятельных нобилей, ладить с товарищами по цеху и не перечить Тициану — некоронованному королю местных живописцев.

Живопись Лотто с ее резкими цветовыми сочетаниями, метафорами и эмоциональной напряженностью, психологизмом с оттенком мистицизма, аффектированной жестикуляцией и резкой пластикой персонажей, меланхоличных и погруженных в себя, не соответствовала доминирующей в венецианском искусстве мажорной тональности.

Лоренцо Лотто. Автопортрет. 1540-е гг

Для родного города Лотто за всю жизнь исполнил всего три алтарных образа: св. Николая для одноименной скуолы (светского религиозного братства, ныне в Санта-Мария деи Кармини), упомянутый алтарь для Сан-Джакомо делл’Орио, «Раздача милостыни св. Антонина» для доминиканского монастыря Санти-Джованни э Паоло, законченный в 1542 году, тогда же, когда была написана и «Мадонна делле Грацие» для Лукреции.

Шедевр художника был отдан монахам почти бесплатно за обещание похоронить Лотто в монастыре по обряду, предусмотренному для братьев. Этот договор, как и завещание 1542 года, составленное в пользу племянника Марио, еще раз подтверждает намерение мастера более не покидать Венецию. Однако этому желанию не суждено было сбыться: уже в октябре 1543 года художник оставляет дом родственников, отношения с которыми, очевидно, были довольно натянутыми, и переселяется в Тревизо, чтобы затем продолжить свои странствия.

О значении картины в собрании

В Эрмитаже есть несколько работ Лоренцо Лотто, которые отражают разные этапы творчества художника: небольшая пределла с изображением апостолов, идущих на гору Фавор, и сцены Преображения, созданная в 1511–1512 годах в Марке, «Портрет супругов», написанный в 1524–1525 годах в Бергамо, «Отдых на пути в Египет со св. Юстиной», исполненный в конце 1520-х годов в Венеции.

Лоренцо Лотто. Святой Николай во славе со святым Иоанном Крестителем и Люси. «Святой Николай во славе со святыми Иоанном Крестителем и Лючией». 1527–1529 гг.

Но в собрании не было произведений, относящихся к последнему периоду жизни. Картина «Мадонна делле Грацие» заполняет еще одну белую страницу в творческой биографии Лоренцо Лотто. Ее пример лишний раз подтверждает, насколько индивидуальной и неподражаемой манерой обладал этот художник.

После реставрации и расчистки открылась во всем ее богатстве палитра картины: яркие цветовые акценты на первом плане поддержаны тонко разработанными переходами тех же тонов в одеждах трех ангелов. Выражения их лиц и жесты передают благоговейный трепет от созерцания Марии и ее сына — не случайно сам автор назвал свою картину «Мадонна делле Грацие» («Мадонна благодатная») — напоминание о словах архангела Гавриила, возвестивших о будущем рождении Спасителя: «Радуйся, благодатная, благословенна ты между женами…»

Источник: ПостНаука

Комментарии
Комментарии