Когда приходит Баба Марта

1 марта — первый день весны, на Балканах уже по-настоящему солнечной. В этот день с гор спускается Баба Марта — младшая сестра января и февраля.
Когда приходит Баба Марта

1 марта — первый день весны, но если в наших широтах, увы, ещё скорее календарной, то на Балканах уже по-настоящему солнечной и тёплой. В этот день с гор спускается Баба Марта — младшая сестра Большого Сечко и Маленького Сечко (Января и Февраля). Её можно обрадовать, повязав на руку или на цветущее дерево Мартеницу — амулет из красной и белой нитки, и тогда весь год пройдет под знаком крепкого здоровья и счастливой любви.

Мэрцишор тоже будет Мартеница

Народы Балкан и южных Карпат издревле отмечали приход весны 1 марта, даря друг другу красно-белые обереги, называемые в Болгарии мартеницами, в Молдове и Румынии мэрцишорами. Подобная традиция есть также в Македонии, Албании и некоторых частях Украины и Сербии.

_SOCIALIST : Весна.... Мартеница

Подруга из Болгарии прислала картинку-мартеницу вместе с красивой легендой о ней: Мартеница-это болгарский национальный символ пробуждающейся к весне природы. Легенда говорит, что в VII веке, когда создавалось болгарское государство и шли бои с греками за новые территории, его основатель хан Аспарух ждал вестей от своих военачальников насчет важной битвы, а происходило это в начале весны. Было уговорено, что если битва пройдет успешно, на ноге ласточки завяжут белую нитку. Вот Аспарух дождался эту весть — ласточка прилетела, но поранила ногу, и нитка стала красно-белой. Аспарух завязал эту нитку на руке в знак радости и победы.

Еще говорят в народе, что бабушка Марта спускается с горы, чтобы разбудить весну, она обходит поля, одетая в красную одежду, повязанная красным платком и в красных шерстяных носках.

Мартеница состоит из двух цветов. Белая шерстяная нитка символизирует длинную жизнь, а красная здоровье и силу. Носят мартеницу на лацканах, на руке, на пальто в зависимости от её вида, до тех пор пока не увидят цветущего плодоносящего дерева или аиста. Тогда ее снимают и вешают на плодоносящее дерево.

Бабушка, Марта! Ау-у-у! Нам так тебя не хватает в России этой весной...

Традиции древних фракийцев

Обычай изготовления мартениц, конечно же, имеет языческие корни. По одной из версий они имеют ещё древнефракийское происхождение. Название «мартинички» указывает на то, что в марте ею «закликали» весну, приближали её начало, праздновали, чествовали и радовались ее приходу.

В «тёмные» века этот обряд имел серьезное значение. Особыми заклинаниями всё село призывало весну и благодатное тепло. Магический обряд имел как бытовое, так и семейное значение, отражал место человека в «колесе года», его циклическое движение в гармонии с природой. И, конечно, кроме праздничного события, куколки играли еще и роль амулета, оберега. Ведь всё начало и середина марта вплоть до весеннего равноденствия, считались опасным, неблагоприятным временем разгула «темных» сил.

RADA13 : Весенние обереги славян. Мартеницы

Марцишор — это также название праздника, отмечаемого 1 марта в Румынии и Молдове в честь наступившей весны. Переводится слово с румынского как «маленький март». Во многих традициях народов мира есть обычаи изготовления обрядовых весенних кукол. Украшения типа мартениц известны и грекам, албанцам, румынам. Поэтому роль мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

Используя мартенички в обрядах закликания весны, их вывешивали на ветвях деревьев, чтобы приблизить наступление теплого сезона. В первый день марта их повязывают, чтобы в течение года быть здоровыми и счастливыми, привлечь удачу, достаток. Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс. Прикалывают к одежде, привязывают к пояскам, вплетают в волосы. Их развешивают в доме и во дворе, на сбруе лошади и на повозках.

Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда вплетали дополнительные предметы: серебряную или золотую монету, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и прочее. Считалось, например, что голубые бусинки или дольки чеснока предохраняют от злых сил или сглаза. А прикрепленная монета, символизирует пожелание благоденствия, достатка. Ракушка и ветка — плодородие.

Размеры классических мартениц из двух кисточек — от 2 см до длины кисти руки. В отдельных местах Болгарии мартеницы переплетались из разных ниток и пряжи самой пожилой женщиной в семье, а в других местах их мастерили девушки в канун 1 марта...

Мартеницы-обереги носят на теле в течение трех, девяти или 25 дней, а то и весь март, а в апреле повязывают на цветущее фруктовое дерево и загадывают заветное желание. Невесты носят мартинички справа, а старые девы — слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин). Надевая мартиничку, обязательно загадывали желание. Просто так снимать мартиничку нельзя: по преданию, ее снимают только, когда увидят первого аиста или при виде первого цветущего дерева. Чтобы загаданное желание обязательно cбылось, встретив первого аиста, марцишоры бросали в небо, «чтоб счастье было крылатым». А, сняв, при виде первого доброго цветущего фруктового дерева, повязывали на его ветви. А то пускали по воде, бросив в реку. Течение реки обязательно принесет мартиничку Светлой богине Весны и та, узнав о вашем желании, исполнит его...

Мартинички были также не только символом весны, но и всепобеждающей силы любви. В первую декаду марта люди дарили их друг другу, родным, друзьям и близким и хранили потом долгие годы на память. Такой подарок был способом сказать человеку, что он тебе дорог.

Зимой — она старуха, ранней весной — юная и девственная

По древнему балканскому поверью, когда баба Марта смеётся — начинает печь солнце, а когда сердится, то холодает и идет дождь или снег. Так же как Великая богиня Жизни и Смерти она одновременно и порождает жизнь и отнимает её. Белый и красный — изначально ее цвета: цвета смерти и жизни, зимы и лета, солнца и луны, снега и вешнего тепла. Мартиничка — ее символ. Переплетение белых и красных нитей символизирует единство этих противоположностей и вечный процесс жизни-смерти-жизни во Вселенной. В отличие от болгар, румыны и молдаване представляют бабу Марту весной не зрелой женщиной, а молодой девушкой. Зимой — она старуха, ранней весной — юная и девственная, поздней весной и летом она молодая женщина, а осенью — рожающая зрелая мать. И если белый цвет — символ её зимней чистоты и девственности, то красный — символ её плодовитости, порождающего жизненного начала. 1 марта же — переломный момент весны, когда люди помогают Марте вновь преобразиться из старухи в девушку.

Мне тоже вчера подарили мартеницу. Классическую болгарскую — две кисточки — красная и белая и между ними переплетеные две ниточки. Надо носить мартеницу с 1-го Марта и до той поры, пока не увидишь цветущее дерево (яблоню как правило). А как увидишь его — сразу вешай на него мартеничку и загадывай желание. Исполнится.

Сейчас производсто мартениц стало очень креативным. Вместо кисточек может быть что угодно, главное, чтобы красное с белым переплеталось (Спартак — Чемпион!). Ибо красный — любовь и счастье, а белый — сила и здоровье. Традиционные мартенички так же — два человечка. Девочка — красная, а мальчик — беленький. Почему-то так.

Румыны с молдаванами тоже считают эту милую традицию своей национальной фишкой. У них такой талисман называется мэрцишором (слово март слегка размывается) и на нём, как правило, не человечки и не кисточки, а цветочки. Самая же простая мартеничка — это просто две ниточки переплетенные. Те, кто плетет нитяные фенечки — вам раздолье. Можно наплести горы краснобелых фенек. Их как раз принято дарить по хипповски безвозмездно в начале весны.

Я тоже ношу мартеничку каждую весну и жду цветущих яблонь. Вот такой наив.

Источник: Живой Журнал

Комментарии
Комментарии