Почему троллейбусы вредят экологии

О скрытых опасностях троллейбусов рассказал эксперт.
Почему троллейбусы вредят экологии

После исчезновения троллейбусов на Садовом кольце пробок вряд ли будет меньше, но воздух точно станет чище. О скрытых опасностях крупных рогатых ЖУРНАЛУ ЖЖ рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, член Ученого совета НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Троллейбус, если он работает в общем потоке транспортных средств, является экологически опасным видом транспорта. Понятно, что он электрический, у него никакого выхлопа нет. Но количество разгонов-торможений других участников движения, маневрирующих вокруг медленно едущего троллейбуса, порождает не очень приятные экологические последствия.

Поможет ли замена подвижного состава трафику на Садовом кольце? Трафику на Садовом кольце уже ничего не поможет. Потому что в Москве много автомобилей и мало асфальта. Но чуть-чуть лучше по экологии, чуть лучше по городской эстетике станет.

Электротранспорт сейчас в супермоде во всем мире, но он предполагает гораздо более элегантные решения, чем все эти провода со спецчастями на поворотах, к которым люди у нас привыкли больше, чем за 60 лет. Если есть у города возможность купить более современный подвижной состав, то и слава Богу».

Электробусы вместо троллейбусов

В четверг стало известно о планах городских властей убрать троллейбусы с Садового кольца и провести капитальный ремонт проезжей части. О том, что вместо троллейбусов по кольцу будут ходить электробусы, заявлял ещё осенью заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. «Считаю, что у Москвы большое будущее в части электробусов. Мы очень хотим покупать электробусы, это достойная замена троллейбусам. К примеру, троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения», — говорил заммэра.

По кольцевому маршруту ходит около 40 троллейбусов. В семь раз больше электробусов собирается закупить город уже в этом году, отметили в четверг в пресс-службе возглавляемого Ликсутовым департамента. «Мы планируем, что ежегодно в Москву будет поступать от 200 до 250 экологически чистых электробусов для работы на городских пассажирских маршрутах Москвы». При этом от новых троллейбусов город так же не отказывается. «Для обновления парка действующих троллейбусных линий до конца 2016 года планируется приобрести 75 троллейбусов», — добавили в Дептрансе.

КАМАЗ-55994Э на испытаниях в столице, kamaz, 2016 год

Первый электробус Ликинского автомобильного завода начали тестировать в Москве прошлой весной. Машина разгоняется до 80 км/ч и проезжает на одной зарядке 200 километров. При этом электробус сам может вырабатывать энергию, и при торможении возвращает до трети энергии, израсходованной на разгон. Для полной зарядки от сети ЛИАЗу требуется 6,5 часов. Правда, Дептранс пока окончательно не решил, у кого закупать электробусы. Ближайший конкурент ЛИАЗа — КАМАЗ. Созданная совместно с российской инжиниринговой компанией Drive Electro машина проезжает всего 100 км с максимальной скоростью в 75 км/ч, зато полностью перезаряжает аккумуляторы за 6-10 минут и имеет штангу для подключения к электропроводам.

Современные троллейбусы могут развивать не меньшую скорость, чем электробусы, но едут в основном на 40-50 км/ч. В том числе потому, что водители вынуждены каждый раз сбрасывать скорость при приближении к стрелкам (разветвлениям) и пересечениям контактной сети. Если на них не перенаправить одновременно обе штанги (в просторечии именуемые усами), они срываются, и троллейбус встаёт.

Кадр из видеоролика «Троллейбус, сход штанг», 2014 год

О том, с какими сложностями сталкиваются водители троллейбусов во время езды по городу, рассказала pitertransport молодая женщина-водитель петербургского троллейбуса:

Как вы со стрелками справляетесь?

Привыкла уже и к стрелкам.

Ну а первые ощущение?

Стрелки — это не так уж сложно для меня... Вот пересечения на повороте проезжать — это да, проблема, особенно в условиях скопления транспорта. Многие водители не понимают, что мы можем застрять на обесточенных участках. Ладно хоть сейчас у нас есть автономный ход, а раньше пересечения нервы-то трепали...

Насколько я знаю, стрелка управляется рулём? Или это не так?

Нет, стрелка управляется кнопкой.

Всё-таки кнопка...

На новых троллейбусах — кнопка, на старых — ты жмёшь педали. Сначала, как только начала ездить, стрелки были обесточенные , вот это было проблемой. Надо было засечки всякие делать. У меня как-то раз был троллейбус без зеркала, я думала: «Как на нём ездить! Ничего же не видно». А сейчас привыкла...

Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный

Безусловно, у идеи заменить троллейбусы более современным электрическим транспортом найдутся противники. Тем более, что, несмотря на все свои недостатки, а, возможно, и благодаря им троллейбусы давно стали частью массовой культуры. В троллейбусах играют свадьбы, выступают клоуны, читают стихи, да и просто катаются — особенно на «Букашках», из которых можно не выходить целый день, устроив себе обзорную экскурсию по городу. Название маршрута, кстати, появилось ещё в 1912 году, когда по Садовому кольцу пустили трамвай «Б» — по аналогии с «А» — воспетой Михаилом Булгаковым «Аннушкой», которая ходила по Бульварному кольцу.

Свадьба сотрудников «Горэлектротранса», пресс-служба ГУП «Горэлектротранс», 2015 год

О том, какой след троллейбусы оставили в культуре, написала moscowiya, побывавшая прошлой осенью на параде троллейбусов в Москве:

Синий троллейбус — имени Булата Окуджавы

МТБ-82Д. Выпускался с 1946-го по 1961 годы. МТБ — это Московский ТроллейБус. А «82» — это Завод № 82 народного комиссариата авиационной промышленности СССР, bluesmaker, 2015 год

Клип, конечно, ужасный — с современным пешеходным «офонаренным» Арбатом, имеющим мало общего с Арбатом Окуджавы. Но «тот самый» троллейбус в одном месте все же мелькает.

Троллейбус имени Юрия Деточкина — один из главных персонажей фильма «Берегись автомобиля»

Ещё одна модификация «троллейбуса имени Деточкина-2». ЗиУ-5Г выпускался с 1966 по 1968, bluesmaker, 2015 год

Между основным действием и эпилогом прошло несколько лет. В эпилоге Люба водит уже более современный троллейбус.

Троллейбус имени Виктора Цоя и Мумий Тролля

Классика жанра — ЗиУ-9. По-моему, они еще ходят. Завод им. Урицкого начал выпускать их (модель ЗиУ-682) в 1972 году. Всего было выпущено более 40000 таких машин, bluesmaker, 2015 год

К сожалению, клипа на цоевскую песню с нужным троллейбусом не нашла. Но клип, мне кажется, «правильный», атмосферный.

Правда город я так и не опознала: думаю, что Петербург, но не уверена.

С некоторой натяжкой (тот же ЗИУ-9, но более поздняя модификация, скорее всего, ЗИУ-682) цоевский троллейбус можно назвать ещё и троллейбусом имени Мумий Тролля. Клип «Четвертый троллейбус» вобрал в себя многое из неформальной истории Владивостока, связав рок 80-х с современностью. А сам троллейбус по этому маршруту с Ильей Лагутенко за рулем пустили специально для съемок клипа (до этого он не ходил уже несколько лет). Хотя песня эта не так известна, как цоевская, мне кажется, клип заслуживает того, чтобы его посмотреть.

Даблдекер

Кроме фильмов и песен, троллейбусы оставили след и в городском фольклоре. Ходят слухи, что когда-то были они в Москве двухэтажными вместо нынешних гармошек, но потом от них по непонятным причинам отказались. Ореол таинственности вокруг даблдекеров сохраняется ещё и потому, что ни одного экземпляра до нашего времени не дошло.

Но, если верить советскому кинематографу и пользователю ЖЖ shchipok, двухэтажные троллейбусы действительно были и ходили не где-нибудь, а по улице Горького (нынешней Тверской) и Ленинградскому шоссе. Через шесть лет после появления первого троллейбуса в Москве, Советский Союз закупил в Англии двухэтажный троллейбус «Английской электрической компании». И на его основе ярославский завод сделал ещё 10 похожих моделей. «Мне в детстве довелось не единожды ездить на втором этаже по улице Горького. Правда, для этого приходилось специально и долго-предолго дожидаться этого чуда на какой-нибудь остановке. Но зато какой был восторг увидеть знакомые места „свысока“, то бишь, немного в другом ракурсе. Такое удовольствие стоило того, чтобы прогулять уроки в школе», — рассказал shchipok.

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Конец 1930-х годов. Тверская улица, вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади, справа — Елисеевский магазин. «Москва, которой нет».

Как добавляет пользователь, двухэтажные московские троллейбусы мелькают в кинофильмах «Подкидыш» (1939 г.), «Весна» (1947 г.), в стерео-кинофильме «Машина 22-12» (1947 г.), чей нестереоскопический вариант был выпущен в 1949 г. для многочисленных «обычных» кинотеатров в стране под названием «Счастливый рейс». Рогатые даблдэкеры перестали эксплуатировать в 1953 году. Подробно о том, как была устроена машина и почему от неё решили отказаться, можно прочитать в блоге Алексея Дедушкина. Если кратко, концепция общественного транспорта Великобритании не имела ничего общего с идеями советского государства. А ещё британцы позволяли себе курить на втором этаже.

Источник: www.livejournal.com