Самые интересные дома Москвы: высотка на Котельнической набережной

Жилой дом на Котельнической набережной — одна из знаменитых сталинских высоток.
Самые интересные дома Москвы: высотка на Котельнической набережной

Жизнь над хлебом и зрелищами, мрамор и хрустальные люстры, съемки в советском кино — «Йод» продолжает серию рассказов о знаковых домах столицы.

Как построили

Жилой дом на Котельнической набережной — одна из знаменитых сталинских высоток, которых в Москве, по амбициозному замыслу Иосифа Сталина, должны были возвести восемь. Построили в итоге — семь, и уже на стадии подготовки масштабного проекта ему придавали огромное значение: московские «небоскребы» должны были продемонстрировать всему миру совершенство советской архитектуры, точнее, направления, которое позже назвали советским классицизмом или сталинским ампиром.

Фундамент всех столичных высоток заложили в один день и в одно время — ровно в час дня 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. Современники говорили, что идеальный день и час для Сталина специально высчитывал астролог, а на время торжественной закладки зданий в Москве были запрещены любые другие строительные работы.

За проект высотки на Котельнической отвечал Дмитрий Чечулин, главный архитектор Москвы в 40-е годы, среди работ которого и другие важные объекты: станции метро «Киевская», «Динамо» и «Комсомольская». Однако в документах того времени главным архитектором высотки значился сам идеолог строительства — Иосиф Сталин, а курировал стройку член Политбюро Лаврентий Берия — он же выбрал место для строительства здания: в самом центре, на берегу реки, с видом на широкие площади и дома старой Москвы. То, что на выбранной территории уже стоял дом, никого не смутило — было решено использовать его в конструкции и сделать правым крылом огромного здания.

Работы начали в 1947 году и завершили через пять лет, но о ходе строительства почти ничего не известно, объект был засекреченным. Даже в архивах КГБ практически не сохранилось фотографий: этот факт объясняется тем, что в качестве строителей использовали заключенных, и афишировать это не хотелось (хотя после окончания строительства на некоторых окнах обнаружилось нацарапанное «строили зэки»). Возможно, дело еще и в том, что высотка должна была иметь какое-то стратегическое значение — обсуждалось чуть ли не строительство тоннеля прямиком от дома к Кремлю, но этот замысел так и не был реализован. Хотя легенды о том, что в подвалах, за неотпирающимися железными дверями скрыты бункеры, рассказывают в доме и сейчас.

КТО ЖИЛ

Если в 40-е годы домом мечты для многих был знаменитый правительственный Дом на набережной, то в 50-е таким символом благополучия и статуса стала высотка на Котельнической набережной — из всех московских «небоскребов» ее заселили первой. Причем список жильцов начали составлять еще во время строительства и каждую кандидатуру долго утверждали (говорят, чем выше был статус жильца, тем более высокий этаж ему полагался). По слухам, стоимость одного квадратного метра в квартире тут составляла примерно пять месячных зарплат высококвалифицированного инженера и была сравнима с ценой на автомобиль «Москвич».

32 этажа и 700 квартир, из которых лишь 13 — однокомнатные, в 1953-м году заполнили сплошь представители советской элиты: военные и партийные деятели, архитекторы (руководитель проекта Чечулин тоже получил здесь квартиру) и врачи, актеры и режиссеры, писатели и поэты, музыканты и артисты балета. Среди самых известных жильцов дома — писатель Константин Паустовский, поэт Александр Твардовский, режиссер Юрий Любимов, композитор Никита Богословский, балерина Галина Уланова, актрисы Фаина Раневская, Марина Ладынина, Нонна Мордюкова и Клара Лучко.

Дом воплощал коммунистическую идею социально-бытового комбината, и для именитых жильцов здесь были созданы идеальные условия: прямо в здании находился гастроном и ресторан, булочная и почтовое отделение, сберкасса и кинотеатр — единственный в Москве, в котором фильмы показывали без предпросмотра специальной комиссией. Поражали воображение и интерьеры общественных пространств в высотке: на мраморных стенах — барельефы, на потолках — росписи и эффектные хрустальные люстры. Правда, в квартирах, правда, все было куда проще и типичнее: мебель и интерьеры для всех жильцов были одинаковыми.

ЧТО БЫЛО

Как всякий легендарный дом, этот — источник множества легенд и баек, отчасти потому, что здесь обитала творческая интеллигенция, в которой всегда найдутся любители придумать современный анекдот. Так, например, получившая квартиру над булочной и кинотеатром актриса Фаина Раневская восклицала: «Живу над хлебом и зрелищами!». А композитор Никита Богословский, по слухам, заговорщически сообщал тем, кто не жил в доме: «У нас тут девять лауреатов спят в одной постели!». А потом объяснял: речь о муже и жене — актрисе Марине Ладыниной и режиссере Иване Пырьеве — на двоих у них было девять государственных премий.

Становилась знаменитая высотка и символом эпохи в знаменитых советских фильмах: она фигурировала в картине «Верные друзья» Михаила Калатозова, была местом жительства героини из «Покровских ворот» Михаила Козакова. А самое известное ее появление — в фильме «Москва слезам не верит»: на ступеньках здешнего кинотеатра «Иллюзион» встречают Смоктуновского героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой, и дом профессора Тихомирова — родственника главной героини — снимался тоже здесь. Появлялась знаменитая высотка и в современном кино: «Брат-2», «Стиляги», сериалы «Бригада» и «Фурцева». А недавно знаменитый дом фигурировал в уголовном деле: летом 2014-го звезду на шпиле высотки покрасили в цвета украинского флага — участвовавших в этом руферов обвиняли в вандализме и хулиганстве.

Главное, что удивило тогда всех — как целой группе покорителей крыш удалось пробраться в дом незамеченными. Попасть внутрь здания было непросто во все времена — и сегодня тоже, но есть вполне законные способы. Можно, например, записаться на экскурсию в музей-квартиру знаменитой балерины Галины Улановой, которая прожила тут почти 50 лет. Квартира и по сей день выглядит как при жизни артистки, а после осмотра экспозиции можно взглянуть и на интерьеры самого дома, которые с советских времен практически не менялись.

Источник: yodnews.ru

Комментарии
Комментарии