Почему Сикстинская капелла стала кошмаром католической церкви

То, что сегодня вызывает восторг и преклонение, изначально провозгласили провокацией и непотребством.
Почему Сикстинская капелла стала кошмаром католической церкви

Только для избранных

Микеланджело писал свою работу не для широкой публики. В то время обычному народу вход в Сикстинскую капеллу был запрещен. Доступ имели только самые сливки папского двора. Во время презентации фрески в 1541 году аудитория насчитывала чуть более 500 священнослужителей. Реакция избранной публики варьировалась от экстаза до отвращения.

Опасное время

Творение Микеланджело было показано в разгар Реформации, когда протестантские лидеры критиковали Ватикан и называли его «вертепом». В окружении папы была группа строго настроенных клириков – театинцев, которые были весьма чувствительны к протестантской критике. С их точки зрения картина Микеланджело была настоящим PR-бедствием для католической церкви.

Противоположные мнения

Противниками театинцев в этом споре выступили авангардно настроенные священнослужители, такие как кардинал Медичи. Они рассматривали фреску как вершину изобразительного искусства и результат божественного вдохновения. Так, в рамках папского окружения отстаивались две противоположные PR-стратегии: одни ратовали за строгость и скромность, другие отстаивали естественность и эстетическое совершенство. Печатный станок позволил увидеть шедевр большему числу людей, что вызвало настоящий шквал реакций во всей просвещенной Европе.

Зачинщик скандала

Один коварный критик может воспламенить целый континент. Человеком, который запустил цепную реакцию обсуждения «Страшного суда», был Пьетро Аретино. Он изящно писал, имел отличное чувство юмора и опубликовал несколько яростных статей-нападок на творение Микеланджело. Аретино возмущали обнаженные тела и гениталии мужчин и женщин на картине. Сам он, как выяснилось позже, был знаменитым автором порнографических романов.

Все на одного

Смелая критика Аретино развязала руки коллегам-художникам, которые тут же принялись критиковать Микеланджело с целью сделать себе имя на громком скандале. Процесс протекал с поразительной скоростью: стоило одному художнику отозваться о работе негативно, как товарищ подхватывал его нелицеприятные высказывания и развивал мысль. К осуждающему хору примкнули почти все художники того времени.

Безмолвный ответ

Микеланджело на удивление спокойно перенес обрушившуюся волну критики и негодования. Не сохранилось никаких исторических свидетельств его реакции. Единственным ответом, который позволил себе мастер, было изображение одного из его злейших критиков, папского придворного Бьяджо да Чезена, в самом нижнем правом углу фрески. На голове да Чезена красуются ослиные уши, а вокруг талии обвивается змея, что означает, что он идет в ад за свою похоть.

Источник: Trendymen.ru

Комментарии
Комментарии