Фабрицио Буонамасса Стильяни: дизайнер, создающий вневременные часы

«Наш дизайн нельзя назвать постмодернистским».
Фабрицио Буонамасса Стильяни: дизайнер, создающий вневременные часы

Итальянский ювелирно-часовой дом Bulgari узнается благодаря своему дизайну в любом изделии, будь то браслет или кольцо, часы или колье. «Лента.ру» еще до начала BaselWorld встретилась в бутике Bulgari в ГУМе (еще один открылся недавно на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве) с директором центра дизайна часов Bulgari Фабрицио Буонамасса Стильяни, чтобы побеседовать о том, как содержание влияет на форму в часовом деле и как совместить традиции и современность.

«Лента.ру»: Что самое важное в вашей работе?

Фабрицио Буонамасса: Новые идеи, а также знание индустрии и «языка», на котором говорят в этой индустрии: язык материала, выразительных средств, тех ограничений, что накладывает тот или иной объект дизайна. Дизайнер должен уметь представить себе и спроектировать самые разные предметы — светильник или автомобиль, мебель или посуду. Часы для меня в том же ряду. Особенность работы с Bulgari в том, что мы вдохновляемся собственным наследием — будь то Рим, родина дома Bulgari, со времен античности, или наши знаковые изделия прошлых лет. В Риме множество великолепных памятников и архитектурных шедевров, но для того, чтобы, фигурально выражаясь, поместить Колизей на запястье, нужно обладать навыками и талантом. Следует избегать буквальных цитат и верно выбирать узнаваемые элементы, вызывающие ассоциации с тем, что вдохновляет дизайнера, соблюдать верные пропорции, не впадая в избыточность. И, разумеется, нужно быть современными, привносить в наследие нечто новое. Скажем, первые часы Bvlgari Roma появились в 1975 году, у них был широкий безель. Новые часы Bvlgari Roma похожи на своих предшественников, они узнаваемы, вы сразу понимаете, что они из той же коллекции, однако детали изменены, модель в цилиндрическом корпусе отвечает современным представлениям о дизайне.

Каким именно?

Технические характеристики новых механизмов диктуют необходимые изменения внешнего вида часов. Скажем, наши ультратонкие калибры Finissimo подразумевают тонкий корпус, и мы работаем в этом направлении. Женская коллекция Lvcea творчески переосмысливает элементы знаковых украшений Bulgari прошлого столетия, например Tubogas, в соответствии с потребностями современных женщин с их активным образом жизни. В часах Diva использованы декоративные элементы, навеянные узорами мозаик терм Каракаллы в Риме.

Ваши клиенты способны «считывать» эти культурные коды?

Безусловно. Дом Bulgari славится своим бережным отношением к корням, стремлением вложить смысл в каждую деталь, и наши поклонники ценят Bulgari именно за эту скрупулезность в сохранении и развитии наследия. Итальянский дизайн в целом очень важен для нас: итальянцы как никто умеют «играть» с материалом и его возможностями и фактурами, будь то металл или камень. Скажем, пружина, лежащая в основе браслетов Tubogas, пришла отнюдь не из ювелирного дела, но мы смогли превратить ее в украшение. Это не декоративная техника. Наша коллекция стала своеобразным лицом этой технологии и сделала ее вневременной. Вообще, ювелирное искусство должно быть вневременным, история не может прерываться. Поэтому черты Tubogas, как я говорил, и браслетов Serpenti прослеживаются в коллекции Lvcea, например, а часы Serpenti 60-х годов, в свою очередь, очевидно похожи на современные Serpenti. Хотя это другой дизайн и другое время. И таких аллюзий у нас множество.

Вы отвечаете на вопросы и одновременно что-то рисуете. Похоже, вы в постоянном творческом поиске?

Абсолютно. Всегда. Я рисую не только на работе, но и в пути, на отдыхе и, как видите, на интервью (смеется). Мне все равно, чем рисовать — карандашом, шариковой ручкой, на компьютере в графической программе. Главное — успеть выразить идею.

Вы прежде всего художник. Вам не сложно оставаться в рамках, заданных Bulgari?

Нисколько. Часовое направление Дома развивается в нескольких направлениях, в нем есть разные коллекции, так что я могу свободно проявить себя. 99 процентов дизайнерских идей приходит ко мне из ювелирных линий Bulgari, кроме того, в часах читаются архитектурные элементы. Свое значение имеет и «язык» материала: скажем, в умных часах 2015 года Bvlgari Diagono Magnesium с NFС-чипом, способным открывать доступ к виртуальным сейфам с персональными данными, инновационные материалы (магний, керамика, полимер PEEK и автомобильное покрытие Motorlac) в определенном смысле задавали тон в дизайне. Мы вдохновляемся не только наследием, но и сверхсовременными технологиями. Часы получились легкие и одновременно надежные: температура плавления у магниевых сплавов выше, чем у стали, полимер PEEK используется в аэрокосмической индустрии, а Motorlac покрывают спортивные автомобили, он жароустойчив. Наконец, по самой своей сути, умные часы — это новый тренд, и наш Дом идет в этом тренде, но при этом Bvlgari Diagono Magnesium — механические часы традиционного швейцарского качества. Механизмы производятся в Швейцарии, а все ювелирные детали, в частности женских часов, — произведение итальянских ювелиров.

Вы принципиально избегаете электронных компонентов?

Да, потому что они морально устаревают спустя полгода после запуска и через какое-то время превращаются в бесполезный кусок металла и пластика, а механические часы — вневременная ценность.

Иногда приходится слышать, что все уже изобретено и создано и дизайнерам остались только «интерпретации интерпретаций».

Не согласен. Наш дизайн нельзя назвать постмодернистским. Те же Bvlgari Diagono Magnesium абсолютно современные часы, хотя они стопроцентно узнаваемы и несут черты нашего наследия.

Вы дизайнер, а одеваетесь классически. Дизайнера обычно представляют человеком, выглядящим несколько экстравагантно, как Карим Рашид, например...

Я считаю, что творческое начало, идеи у человека в голове. Как он одевается и выглядит, неважно. Я совершенно не нахожу нужным навязывать окружающим мое видение дизайна и сочетания цветов, например, только для того, чтобы все видели, кто я по профессии (смеется). Иногда кажется, что есть люди, восполняющие недостаток креативных идей креативом в одежде и прическе.

Источник: Lenta.ru

Комментарии
Комментарии