Пропаганда в Древнем Риме

Начиная с военных хитростей и психологических внушений, римляне совершенствовали способы влияния на людей.
Пропаганда в Древнем Риме

Древний Рим использовал множество способов устной и наглядной пропаганды ещё задолго до того, когда появилось само слово «пропаганда». Начиная с военных хитростей и психологических внушений, римляне совершенствовали способы влияния на людей, придя в расцвете своей истории к уникальным для своего времени приемам. Рассказывает Иван Штейнерт.

Доказательство огнем

Одним из наиболее успешных пропагандистских мероприятий раннего периода Римской республики была вылазка Гая Муция Сцеволы. Этот юноша-патриций прославился тем, что, по легенде, попытался предать смерти царя этрусского города Клузия Ларса Порсену, который осадил Рим в 509 году до н. э. Пробравшись в шатер, Муций убил царского писца, который был одет гораздо дороже и красивее самого царя. Юношу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он лишь первый из 300 молодых римлян, кто дал клятву убить его, пусть даже ценой собственной жизни. После угроз пытками он протянул правую руку к алтарю с разведенным огнем и держал её там до тех пор, пока она окончательно не обуглилась. Царь был поражен стойкостью Муция, отпустил его и поспешил заключить мир с Римом.

Денежный фактор

Деньги во все времена вызывали трепет, а золотая монета в руках необразованного жителя Древнего Рима и подавно. Деньги были не только средством экономического обмена и меры, но и носителями императорского культа в Риме и провинциях. Императоры на них часто изображались в виде божеств или в одеждах жрецов. Правители старались связать свой культ с римской религиозной традицией, представая на монетах в полубожественных образах. Поэтому же на деньгах чеканились даже священные места тех или иных богов, покровительствовавших правящему дому. Не случайно именно со времен Октавиана Августа и до кризиса Империи в III в. в Риме прошла централизация монетного дела.

Хлеба и зрелищ

Кроме устной и наглядной пропаганды (к ней, кстати, относятся не только монеты, но и триумфальные сооружения), использовались и другие формы воздействия. Такими, например, были массовые празднества, зрелища, игры, на которых почти всегда раздавали милостыню и еду беднякам. Нередко эти формы приобретали грандиозный размах.

В Древнем Риме неимоверной популярностью пользовались гладиаторские поединки. Иногда арену наполняли водой и выпускали рыб и разных представителей морской фауны. Здесь же устраивали реконструкции морских битв, например, Саламинской — между афинянами и персами. В 46 г. до н. э. была устроена показательная битва между сирийским и египетским флотом на озере, которое Цезарь нарочно велел выкопать на Марсовом поле. Участвовало в грандиозной схватке более двух тысяч гребцов и тысяча матросов.

Огромные затраты окупались эффектом, который оказывался на массовое сознание граждан Рима и провинций. В силу «ручного» исполнения и пролитой крови аудитория превращалась в соучастника «боевых игр», получая уже не столько историческую, сколько морально-политическую информацию о том, кто был прав, а кто виноват. Кто был достоин жить, а кто нет.

Триумфальные шествия, массовые празднества — всё это крайне эффективные средства убеждения населения в могуществе и всесилии его правителей. Они-то в Древнем Риме как раз и стали каналом общения правящей группы с народом.

Мир без войны

Подлинным шедевром политической пропаганды Октавиана Августа стало достижение мира в Парфии.

В 55 г. до н. э. в Аравийской пустыне армии под началом лучшего полководца времен поздней республики Марка Лициния Красса было нанесено обескураживающее поражение армией царства Парфия, восточного соседа Рима.

Усугубило горечь поражения и то, что враг захватил военные штандарты Красса. Они стали главным трофеем Парфии, символом ее независимости, гордостью ее столицы. В 19 г. до н. э. Август решил изменить положение дел, не прибегая к развязыванию войны. Используя дипломатию, а также пригрозив римскими легионами, он добился подписания нового договора с Парфией. По договору парфяне вернули вечному городу римские штандарты.

В самом Риме Август не замедлил оценить и воспользоваться пропагандистским потенциалом этого события. По мановению руки новое мирное соглашение с Парфией превратилось в великую победу римлян и императора, сравнимую с завоеванием Юлием Цезарем Галлии. С невероятной пышностью и помпой штандарты были доставлены в Рим через специально сооруженные триумфальные ворота. А поместили штандарты, естественно, в новом храме Марса Мстителя.

Источник: Diletant.media

Комментарии
Комментарии