«Учителя меня не похвалят за то, что я делаю»

Создатель сайта кратких содержаний «Брифли» о чтении, образовании и литературе.
«Учителя меня не похвалят за то, что я делаю»

Алексею Скрипнику 27 лет, его сайту «Брифли» — 13. Это самая большая библиотека кратких изложений на русском языке. В основном «Брифли» используют школьники и студенты филологических вузов, которым не хватает времени или желания читать заданные произведения полностью. «Мел» поговорил с Алексеем Скрипником о том, чувствует ли он вину за популяризацию кратких пересказов, что думает о преподавании литературы в школах и каким видит образование будущего.

У вас сейчас самый крупный проект с краткими содержаниями в Рунете?

Да, если брать только краткие содержания, то самый крупный. Сейчас на «Брифли» в среднем 2-3 млн уникальных посетителей в месяц, большинство школьники. Летом меньше. Но есть еще сайты, которые помимо кратких изложений дают готовые сочинения, биографии, другую полезную информацию. Они будут покрупнее, например, Литра.ру больше раза в два.

Когда вы создавали «Брифли», то рассчитывали на такой масштаб?

Нет, это произошло случайно. «Брифли» я создал, когда учился в 10 классе, в 2003 году. Тогда я просто тренировался, как делать сайты. Мне показалось, что все существующие сайты с краткими изложениями сделаны неправильно, а я сделаю хорошо и круто.

И что крутого появилось с самого начала?

Абсолютно ничего, я думал, что возьму дизайном. Тогда я пытался подбирать шрифты, подходил к этому чисто с технической и эстетической стороны.

Вы тогда ориентировались на какую аудиторию?

В 10 классе я это делал в первую очередь для себя. Я был школьником, который не всегда хотел читать книги, которые нужны по программе.

Тогда у меня была одна цель — упростить жизнь таким, как я.

Позже появился сценарий «прочитать по диагонали и понять, стоит ли читать полный текст». Про это написали сами читатели «Брифли», и некоторые действительно пользуются сайтом, чтобы понять, интересно им произведение или нет.

У вас на сайте написано время на прочтение оригинала и краткого содержания. Вы этим подталкиваете людей пойти прочитать оригинал, если он, допустим, полчаса всего займет?

Я просто честно пишу, что пересказ займет столько, а оригинал столько. Иногда это показывает, насколько можно сэкономить время. В действительности пересказ не всегда сильно короче. Иногда, если есть полчаса, можно прочитать оригинал. У меня есть статистика, как люди переходят по ссылочке «оригинал», это делают многие — около 3 тысяч переходов в день. А всего в день порядка 150-200 тысяч уникальных посетителей. Но что люди делают дальше — сразу закрывают или действительно читают — я не знаю.

А вы переживаете, что мешаете школьникам изучать литературу? Обвиняют вас?

Я чаще сам себя обвиняю, чем меня обвиняет кто-то еще. Конечно, мне наиболее приятен сценарий «прочитать краткое содержание, чтобы понять, стоит ли читать оригинал». Мне хочется развивать «Брифли» в эту сторону, быть гидом по миру литературы.

Но есть ученики, которым литература в школе вообще не интересна.

Возможно, потому что учитель плохой или сам человек интересуется чем-то другим. И когда его заставляют прочитать то, что ему не хочется, когда это чтение не доставит ему удовольствия, когда нет причин, чтобы читать, кроме двойки в журнале, — в этом случае краткое содержание может действительно выручить. И оно выручает, судя по тому, что пишут школьники в комментариях: «Я прочитал и мне поставили пять», «Я прочитал и написал сочинение». Тут уже вопрос не ко мне, а к учителю — понять, что человек прочитал оригинал или краткое изложение, опытному учителю не составит труда.

Какое у вас отношение к преподаванию литературы в школе?

Мне кажется, что эти уроки должны вести не литературоведы, а психологи. Люди, которые умеют общаться. Вот если спросить у типичного родителя, зачем нужна литература, он, скорее всего, скажет, что дети учатся общаться, выражать мысли, структурировать письмо...

Многие еще говорят про воспитательную функцию.

Да, воспитание моральных устоев. Но если посмотреть несколько первых задач ЕГЭ по литературе, то там от учеников требуется знание теории, нужно отличать ямб от хорея, грубо говоря. Я считаю, что литература должна стать дискуссионным клубом, чтобы люди больше обсуждали книги, а не форму, течения и историю. Подростка в 14-15 лет интересуют отношения с родителями, со сверстниками, первая любовь. Эти все темы интересные, и их можно обсуждать на примере шедевров литературы и классики. Главная цель уроков литературы должна быть именно в обсуждении, в дискуссии.

Вам кажется, что принципы преподавания литературы устарели?

Да. Я не знаю, как пересматривается подход от года. Но так как я человек технический, я попытался найти какие-то государственные сайты для школьников, например, библиотеку. Что если я хочу прочитать «Муму» и у меня есть под рукой телефон? Я ввожу «Муму», идет частный сайт по произведениям Тургенева, потом «Брифли», потом еще один частный сайт, и никаких инициатив вроде красочной удобной библиотеки для школьников я не вижу.

С технической точки зрения преподавание устарело точно.

Например, есть много игровых приложений про изучение английского языка, но про изучение русского языка или литературы мне таких не встречалось. В этой области уже накоплено огромное количество удачных ходов и приемов, и их можно было бы использовать для обучения литературе.

Государство должно создавать такие приложения и сайты?

Казалось бы, все просто, государство выделит деньги и сделает суперклассное приложение, которое всем понравится. Но по факту это вряд ли произойдет. Это очень сложный процесс. Возможно, стоит пойти по другому пути и стимулировать производство таких приложений — не знаю, как именно, может быть, с помощью грантов.

Но надо создавать конкуренцию, потому что если будет одно государственное приложение, оно быстро начнет устаревать

В образовании не хватает информационных технологий. Мне иногда кажется, что сейчас большая часть усилий государства в области IT и образования идет на ЕГЭ. Это единственное, что у меня всплывает в голове, когда я представляю ключевые слова «государство», «IT» и «образование» вместе.

Но это тот проект, который направлен на результат, проверку знаний, конечный этап. А что 10 лет до этого происходит, не очень понятно.

Да, это верно.

Как вам кажется, ЕГЭ по литературе влияет на то, что люди чаще читают краткие изложения, потому что по ним можно написать сочинение? Замечаете всплески посещаемости во время ЕГЭ?

Да, ещё был всплеск 2 декабря, в Единый день сочинения. У меня сайт сломался, потому что пришло слишком много людей. Что касается того, можно ли хорошо написать сочинение с помощью кратких изложений... Если это так, получается, что ты прочитал краткое изложение и можешь сам его домыслить, понять конфликт, сопоставить его с другими произведениями. Тогда это отлично, ты хорошо усвоил навыки критического суждения, у тебя хорошо работает голова. Я только завидую таким людям.

То есть вы считаете сайт не только волшебной палочкой для тех, кто ничего не хочет делать, но и инструментом для тех, кто что-то понимает и умеет.

Мне кажется, большинство посетителей пользуется «Брифли», чтобы не заниматься тем, на что жалко времени. Количество школьников на сайте с каждым годом растет. С одной стороны, это из-за проникновения интернета.

С другой стороны, есть еще культурная причина — конкуренция за внимание человека становится все больше.

Сейчас любое свободное время ты можешь занять максимально интересно, за твое внимание борются тысячи ресурсов, шутки, мемы, скандалы, расследования, и с каждым годом этот клубок только нарастает.

Кто-то считает, что с таким клиповым мышлением надо бороться, а кто-то думает, что это естественный способ адаптироваться к потоку информации. Вы на чьей стороне?

К этому нужно приспосабливаться, это часть нашей жизни. Информации станет только больше, а усилий для ее получения — все меньше. Может, информация будет поступать сразу в мозг. Нужно привыкать действовать в этой реальности.

А то, что знания слишком легко получить, не обесценивает их?

Если ценность от знания только в том, что ты переборол себя и нашел, и проделал кучу работы, и доволен собой — это странная ценность. Истинная ценность знания — если ты можешь применить его на пользу себе. Иногда это просто: ты узнал, как готовить кофе, и ты пошел и приготовил, грубо говоря. Иногда сложнее: если книга учит тому, что нельзя убивать и нужно относиться к людям уважительно, то это не практический навык, а моральная установка. И нужно потратить время на овладение ею, на то, чтобы разобраться в сложной ситуации. Вот на это нужно тратить время, не на поиск информации или на обсуждение того, чем отличается ямб от хорея.

Какова роль учителя в информационном обществе? Может ли он посоветовать такие сервисы, как ваш?

Мне кажется, учителей от бога очень мало. Большая часть не способна зажечь в людях желание читать. Но они могут помочь ученикам пройти курс с помощью кратких изложений, экранизаций, аудиокниг. Должно быть много способов изучить то или иное произведение, и учитель должен выбирать нужный в зависимости от того, какой у него класс.

Может быть, один ученик визуал, и ему будет проще посмотреть фильм, а другой — аудиал, ему нужно послушать аудиокнигу, чтобы понять смысл. Есть еще видеопересказы.

Нужно искать подход к каждому ученику?

Персонализированное обучение — это идеал. Но сейчас мало технических систем, которые могут этому помочь. Если помечтать, то все выходит красиво: мы можем персонализировать процесс обучения с помощью системы, которая будет обучаться на больших масштабах. Допустим, один ученик не мог пройти «Войну и мир», она ему предложила краткое изложение и аудиокнигу, и у него получилось. В другом городе ученик столкнулся с этой же проблемой, и система ему предложила решение на основе выученного алгоритма. Но если персонализированное обучение и будет, то оно начнется не со школьного образования, а придет из бизнеса, например, обучения английскому языку или маркетингу.

Свой ресурс вы считаете партнером образовательных учреждений в этом процессе?

В целом, наверное, нет. Учителя меня не похвалят за то, что я делаю. Но если убрать «Брифли», появятся еще десять таких сайтов, потому что есть запрос, значит, придет предложение. Было бы здорово собраться с учителями и подумать: если ученик уже зашел на «Брифли», что мы можем сделать, чтобы увлечь его чтением?

В отличие от других сайтов, я на странице краткого изложения даю ссылку на оригинал.

Иногда даю отрывок из аудиокниги, иногда экранизацию. Я готов дальше развивать это, но не знаю, какими путями. Можно добавлять тесты. Было бы здорово объединиться с учителями литературы и методистами и подумать, как приносить больше пользы, чем вреда.

Вы пытались с ними поговорить?

Нет, не пытался. Мне сейчас школьная тема не очень интересна, хочется развивать сайт в сторону более взрослой аудитории. Есть огромная сфера нон-фикшн литературы, которая мне интересна. Сейчас мы готовим первый эксперимент такого рода, пересказали книгу про ГМО. Может, будут еще книги политические, пишем пересказ «Всей Кремлевской рати».

В этом новом направлении вы рассчитываете только на взрослую аудиторию или надеетесь, что ваши школьники и студенты тоже этим заинтересуются?

Вообще, мне кажется, что есть люди, которые с «Брифли» растут. Они с 5 класса как начали читать, потом пошли в гуманитарный вуз и продолжали пользоваться «Брифли». И мне хочется, чтобы они окончили вуз и также заходили на «Брифли», чтобы узнать, как воспитывать детей, что нового в науке. Хочется, чтобы это была универсальная энциклопедия, с которой можно жить всю жизнь.

В начале интервью вы говорили, что чаще сами себя обвиняете. Но из ваших слов складывается впечатление, что и вина образовательных учреждений есть.

Вина образования в том, что оно не заинтересовывает людей, и они вводят запрос «краткое содержание», а не «прочитать полностью». Любопытно, что раньше большая часть запросов, по которым ко мне приходят, была типа «краткое содержание название книги». Но сейчас мой сайт вышел вверх и стоит на первом месте, если просто ввести название некоторых книг.

С одной стороны, я чувствую вину, если школьник вводит «Преступление и наказание» и первым видит мой сайт.

Он же еще не сформулировал запрос, может, он хотел прочитать полностью, а тут «Брифли». Но с другой стороны, это же не я делаю, а люди — они сами чаще выбирают краткое содержание вместо оригинала, поэтому сайт на первых местах в выдаче.

Никто серьезно не бьется за эти позиции — выходить первым по запросу «Преступление и наказание». Вот если бы был сайт, который позиционировал себя как «мы бесплатная библиотека, у нас читать удобно и интересно, у нас широкий функционал»... Есть только «Букмейт» и «Литрес» для взрослых людей. А для школьников ничего нет.

Из того, что вы говорите, получается, что борьбы краткие содержания vs. оригинал — вообще нет.

Да, борьбы нет. Я постоянно занимаюсь своим сайтом, улучшаю его, но нет такого же сайта про оригиналы для школьников, которым бы постоянно кто-то занимался.

Сами не думали этим заняться?

Думал. Это не так уж и сложно, но ведь нельзя один раз разместить книги. Нужно поддерживать, исправлять опечатки, добавлять произведения, тратиться на поддержку. А мне сейчас хочется уйти от школьной тематики и заняться тем, что мне теперь интересно. У меня эгоистичная такая цель.

Вы, конечно, считаете себя больше предпринимателем и техническим человеком, а не тем, кто должен спасти наше образование и литературу. Но помочь были бы не против.

Ровно так.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии