Как пиарщик из Новосибирска переехал в Лондон и остался в профессии

Игорь Толкачев, полгода назад переехавший в Лондон, рассказал о том, может ли россиянин работать в PR за границей.
Как пиарщик из Новосибирска переехал в Лондон и остался в профессии

Время от времени мы расспрашиваем нетехнических специалистов из России об их опыте профессиональной иммиграции. Игорь Толкачев, работавший директором практики Технологии в коммуникационном агентстве PBN Hill+Knowlon Strategies в Москве, полгода назад переехал в Лондон, получив предложение заняться развитием бизнеса в головной компании WPP. Он считает, что это стало возможным благодаря вере в нетворкинговую карму, терпению и поступательному движению. О том, может ли россиянин работать в PR за границей, он рассказал RB.ru.

У меня никогда не было цели уехать из России просто, чтобы уехать. Цель, которую я поставил себе еще во время учебы - сделать международную карьеру. Я окончил факультет связей с общественностью в Новосибирске, но еще во время учебы пожалел: на собственном опыте убедился, что традиций получения нетехнического прикладного образования у нас в стране нет. Я начал очень плотно заниматься наращиванием навыков через подработку и собственные проекты, перебрался в Москву – сразу решил для себя, что надо идти в международное агентство, потому что к этому обязательно приложатся определенный стандарт, принятый на зарубежных рынках, этика и дисциплина. Для меня это всегда была главная цель – получить международный опыт и попробовать поработать с другими странами, глобальными клиентами, с людьми другой культуры.

Перед переездом в Москву составил себе список самых крупных международных агентств и был готов получать этот опыт бесплатно. Предлагал себя стажером, хотя за плечами уже было несколько самостоятельных проектов и подработок. В первый же месяц после начала стажировки меня взяли в штат, где я смог себя проявить. Так что почему я, выпускник вуза, буду предлагать себя бесплатно? У меня уже есть две стажировки с первого курса. Так и просижу бесплатно стажером – это неправильный страх. Интересная, хорошо оплачиваемая работа быстро находит своих героев. А если у вас еще и узкий список требований и высокая планка, то такая гибкость должна помочь.

Я попал в агентство PBN после кризиса 2008 г. Незадолго до этого 49,9% агентства было куплено холдингом WPP. Как после любого экономического спада, была возможность себя проявить, компания быстро развивалась, команда наращивала масштабы. Потом WPP купил еще 25,1% акций и объединил нас с международной сетью Hill+Knowlton Strategies. Для меня открылись новые горизонты – построить собственную клиентскую практику. Мы собрали отличную команду, которая до сих пор работает с компаниями в технологическом секторе - Facebook, Instagram, Alibaba, TripAdvisor и другие. Запустили YotaPhone в международное плавание. За эти годы предложения и возможности уйти были. Мое мнение - всегда нужно их рассматривать, никогда не нужно отказываться от возможности прохождения интервью. Во-первых, это важный навык. Во-вторых, нужно ориентироваться на рынке. Но своей компании я оставался лоялен – я не готов был уйти оттуда просто ради более интересной зарплаты. Всегда появлялся новый профессиональный вызов, который поддерживал дальнейший интерес.

Глобальный холдинг WPP работает во всех коммуникационных сферах: PR, маркетинг, исследования, брендинг, медиа-планирование. В группу входят самые крупные креативные и digital-агентства (Ogilvy&Mather, Y&R, Possible, AKQA) и десятки других компаний. Осенью 2014 года в Лондоне в штаб-квартире появилась вакансия – присоединиться к глобальной ритейловой практике.

Я встретился с моим будущим CEO, мы друг другу понравились, и мне сделали предложение. Формально я перевелся внутри холдинга, поэтому традиционного процесса вакансия-резюме-интервью я избежал. Порекомендовали меня общие коллеги в WPP, которые уже хорошо знали меня на тот момент. Здесь вопрос нетворкинга очень правильно сыграл свою роль. Тот факт, что меня знали и могли порекомендовать за пределами моего агентства и клиентской практики – оказался чуть ли не определяющим фактором. На встрече мне практически оставалось проявить себя как хорошего, активного и интересного человека. Потому что о моей работе и опыте за меня рассказали мои коллеги. Нетворкинг, как мне кажется, - вещь неотъемлемая, если ты хочешь построить интересную международную карьеру.

К нетворкингу в Лондоне и Штатах относятся как к неотъемлемой части рабочей рутины. В Москве есть определенные коммьюнити, но очень часто они чересчур эксклюзивны. Когда оно уже сформировано, туда сложно попасть, а правильных форматов практически не существует. Я в Москве пару лет до отъезда собирал собственные нетворкинговые ужины в рамках WPP, ориентировался на опыт коллег в Лондоне – группа из 30 человек, не больше, приглашать можно кого угодно, но вы гарантируете, что это интересный профессионал. Кто-то меня один раз поблагодарил, сказал, что ощущения как будто снова вернулся в Сан-Франциско. В Сан-Франциско и Долине – наверное, самая развитая культура нетворкинга. Мне это сразу продемонстрировало разницу в том, что что-то с нашей культурой нетворкинга не так, и есть куда расти. А в Лондоне люди очень открыты любому новому общению, каждый день происходит с дюжину полезных встреч и мероприятий, которые легко посетить. При встрече сразу происходит подсчет того, как собеседники могут друг другу помочь, какие у них есть похожие связи – даже если выясняется, что общих интересов у них нет. Людям совершенно не жалко на это тратить время, потому что все знают – им это вернется в копилку профессиональной кармы. Если я встречаюсь с людьми через нетворкинг, то после этой встречи у меня в ящике будет пара-тройка сообщений, где меня представляют новым людям, после чего я, скорее всего, встречусь с ними и этот эффект продолжится.

Визы

У меня 5-летняя виза Tier 2, контракт привязан к ней. В прессе постоянно присутствует риторика со стороны представителей правительства, что визовая политика будет ужесточаться. Но, насколько я понимаю, на сегодняшний день главная сложность состоит в том, что не у всех компаний есть возможность выдавать сертификаты (или достаточное их количество), по которым можно получить визу. В целом я вижу, сколько людей сейчас переезжают или меняют работу, и не могу сказать, что что-то серьезно поменялось в течение последних нескольких лет. Были опасения у студентов, что у них не будет возможности оставаться после университета, но вскоре разъяснили – оказалось, что нельзя оставаться только тем, кто повышает квалификацию. Внутренняя конкуренция на рынке тоже сильна, поэтому вопрос визы чаще рассматривается как ненужный барьер при найме на работу.

Работа

Cуть моей работы очень изменилась по сравнению с тем, чем я занимался в Москве. Я больше не занимаюсь пиаром, но я по-прежнему сотрудник WPP в глобальном масштабе. Сейчас я бы назвал то, чем занимаюсь, развитием бизнеса. Компания за 30 лет очень разрослась.

Задача нашей команды - сделать так, чтобы агентства взаимодействовали друг с другом, выстраивали горизонталь, как мы это называем: передавали опыт и знания работы в отрасли от агентства к агентству, чтобы наращивать бизнес совместными усилиями. Например, с Coca-Cola работают несколько агентств по всему миру – коммуникация между ними принципиальна, вне зависимости от того, за какую часть маркетингового микса они отвечают - закупают ли они рекламу или разрабатывают новый сайт для бренда. Для этого создаются хабы для отдельно взятых клиентов и отраслей.

Мы курируем работу всех агентств, которые работают в ритейле или с клиентами в этой сфере, чтобы они могли обращаться к нам как центру, который обеспечивает сотрудничество, обмен экспертизой, навыками и контактами.

У меня нет должности как таковой, поскольку команда небольшая и очень мобильная. Другой братский хаб находится в Чикаго. Мы отвечаем за Европу, Ближний Восток, Африку и Азию, а они – за оба американских континента и Австралию. Работать приходится со всеми, работы много, достаточно осознать, что всего в холдинге больше 200 000 сотрудников. Например, у одного Ogilvy (входящего в холдинг) - десятки офисов по всему миру, а компания Procter&Gamble является клиентом целого ряда наших агентств. Если делить обязанности на сферы, то первая часть моей работы – управление экспертизой (knowledge management). Вторая часть – партнерства. Мы внимательно смотрим на инновации – что происходит в стартапах в ритейле, какие новые технологии появляются, и заключаем с ними соглашения о партнерстве. Например, сейчас у нас особо пристальный интерес к интернету вещей и умной упаковке. Третья часть – координация BrandZ (это крупнейшая в мире аналитическая база брендов, а также серия регулярных престижных рейтингов брендов, которые мы выпускаем в ключевых для нас регионах).

Впечатления от работы самые положительные. Я много общался с людьми из холдинга, поэтому знал, в какую атмосферу попаду. Работаю с совершенно разными рынками - в ближайшее время у меня закончатся проекты с Израилем, Мьянмой и Китаем. В принципе, я пока наслаждаюсь, работы много, приходится много интересных встреч проводить – это именно то, чего я хотел.

Карма: Всегда говори да

Конечно, удобнее и комфортнее переводиться внутри компании, но сказать, что искать новые возможности внутри компании легче, чем искать нового работодателя – не могу. По своему опыту и опыту моих друзей замечу, что это не так легко: не всегда есть возможности, много внутренней политики, которая может препятствовать этому. Должен сложиться определенный круг заинтересованных людей, готовых вам помочь, предоставить рекомендации. Эти люди должны быть готовы несколько раз с кем-то встретиться, поговорить по телефону или написать письмо. Это отдельный процесс - построить круг этих людей. В каких-то компаниях культура лучше располагает к этому, в каких-то все сводится к наличию ключевых людей, которые знают вас с правильной стороны и могут дать рекомендацию.

Английский язык и работа в пиаре

Когда я собрался с духом планировать это все, у меня был определенный уровень английского, которым я был доволен. К моей работе я приехал полностью готовым. Поскольку я ушел из пиара, язык для меня не самый главный инструмент. В пиаре язык – это 70% или 80% твоей работы. Но в моей работе язык тоже должен быть на уровне, потому что я сталкиваюсь с огромным количеством людей, и в грязь ударять лицом не хочется – ведь формально я остался в коммуникационном бизнесе.

Можно ли, не будучи носителем языка, устроиться работать в пиар? Скорее всего, если вы хотите приносить пользу именно с точки зрения коммуникаций (то есть риторики компании, общения с журналистами, тонкостей языка и выстраивания интересных стратегий и т.д.) и если вы, как минимум не билингв, вам вряд ли найдется место за рубежом. Если вы приезжаете работать в пиар из другой страны в Великобританию или США, это, скорее всего, будет очень техническая или бизнесовая должность. То есть можно стать менеджером, средним звеном между коллегами. Но это не тот уровень коммуникаций, в котором мне, например, было бы комфортно и интересно. Я вижу ценность пиара в умении построить умную, интересную стратегию коммуникации, а не процесс отправки пресс-релизов и организации интервью. Процесс в пиаре достаточно стандартный и скучный.

Жизнь в Лондоне

В Лондоне пришлось привыкать к высоким ценам. Здесь люди не стесняются говорить, что живут от зарплаты до зарплаты. Для большинства молодых профессионалов это правда. Деньги тратишь очень быстро, и к этому надо привыкать. Нужно экономить, составлять бюджет и ему следовать, иначе будет очень тяжело.

В плане работы самый интересный перелом - в России очень много всего происходит за обедом. Здесь немножко по-другому. Для меня это пока жуткий дискомфорт. Ты обедаешь за столом, пока работаешь. Вокруг офисов расположено много точек, где можно купить сэндвичи или суши, а не как у нас – где почти все заведения предлагают удобный, полноценный бизнес-ланч, куда можно отправиться на положенный тебе час. Когда я ехал в Лондон, я, естественно, про это знал и заранее решил, что буду выходить на обед, потому что нужно поднимать голову. Но пока это оказалось для меня очень амбициозной целью, тоже очень часто ем за столом – незримое давление со стороны присутствует. Никто тебя, понятное дело, не заставляет это делать. Но поскольку все это делают, ты тоже оказываешься на своем месте, за компьютером и с сэндвичем.

Здесь очень развита культура работать с 9 до 5 (или до 5.30) – задерживаться не очень принято. Люди, у которых более-менее операционная должность, стараются придерживаться этих сроков. Один из моих друзей-британцев говорит, что люди обедают на рабочем месте, потому что показывают свою лояльность начальнику – мол, смотрите, как мы много поработали, даже обед пропустили, и считают, что им это зачтется. У меня своя версия - для британцев не принципиальна социализация, которая происходит у нас за обедом, потому что они раз-два в неделю ходят с коллегами в паб выпить пинту пива. Для британцев это общепринятое правило. Даже если у тебя есть планы на вечер, обязательно полчаса-час нужно провести с коллегами. Но есть и пласт людей формально и иногда реально работающих в режиме то, что называется, 24 часа/7 дней в неделю – я, скорее, отношусь к ним.

Переезжать одинаково сложно везде

Я переезжал три раза в жизни – сначала в Новосибирск после школы, потом в Москву, потом в Лондон. Одинаково тяжело и одинаково легко было осваиваться на новом месте везде – тут у меня уже был определенный круг людей, который я сформировал заранее до переезда – за время моих командировок и из друзей, которые сюда перебрались из России. Как и везде, есть очень открытые люди. Лондон не исключение.

Стереотипов в отношении российских специалистов в маркетинге я не встречал. Сильные креативные работы российских агентств сформировали очень хорошее восприятие рынка. Есть общий стереотип про бизнес-культуру в России (дисциплина слабая, слабое управление, много бюрократии, коррупции). С ним периодически сталкиваешься. Но с этими проблемами сталкиваются все развивающиеся страны.

На ежедневной основе сталкиваешься и с интересом к тебе, если узнают, что ты русский. Обязательно спросят, как ты относишься к политической обстановке. В основном интерес доброжелательный или формальный, я не сталкиваюсь с негативом. Самый распространенный вопрос – поддерживаешь Путина или нет, как будто Путин – это вся российская действительность. Я стараюсь эти вопросы игнорировать.

Забавные наблюдения

Есть доля правды в стереотипах о пунктуальных и чопорных англичанах. Если смотреть на англичан в рабочем контексте, англичане – очень дисциплинированные, педантичные люди. Лучше быть вовремя, соблюдать дедлайн – наверное, после немцев англичане четче всех это соблюдают. У рекламных агентств в России очень распространено прийти на работу к 12 и уйти поздно, а здесь все приходят рано и стараются уходить вовремя.

Не пить – это вообще не вариант. Сложно выполнить такой план, потому что поводов находится очень много. Пьют часто и очень много. Иногда даже за рабочим столом в пятницу вечером, пока доделывают работу.

В Москве лучшее метро и железнодорожная система в мире, ты не задумываешься о том, что можешь простоять и прождать поезд целую вечность, а здесь – запросто, постоянные сбои линий, но это обусловлено тем, что метро начали строить в 19 веке – инфраструктура старая, сложная. В Лондоне есть другая проблема – у нас соблюдают правило пройти в середину вагона, а здесь многие толпятся у дверей. Беременные женщины носят белый значок baby on board – все сразу обращают внимание, сразу уступают место.

Как искать работу

Если вы хотите получить международный опыт в маркетинге, ориентироваться вы будете, скорее всего, на Лондон и Нью-Йорк. В Лондоне вы работаете с европейскими рынками, Африкой, Ближним Востоком, Азией. А Америка очень ориентирована на себя - просто там такие объемы рынка, что на другие страны просто нет времени. Если вы едете работать в Нью-Йорк, то, скорее всего, будете заниматься американскими аккаунтами. Еще одним хабом является Сингапур, но для этого должен быть определенный интерес к Азии, это все-таки очень тонкое дело.

По моим ощущениям, хорошие специалисты нужны везде, и их не так много. Даже в странах, где образование лучше и этих специалистов наберется больше. Просто на это накладываются определенные визовые сложности. Моя точка зрения - если вы хороший специалист, правильно и логично шли к цели, соблюдали все условия кармы, то рано или поздно окажетесь там, где хотите оказаться.

*Распространенное спасибо *

Если хочется уехать - я бы посоветовал найти еще, как минимум, одну причину, ради которой вы хотите это сделать. Если вы эту причину не найдете, будет очень тяжело. Карьера – это очень хороший повод. Начинать нужно с понимания, где вы находитесь. Мой опыт мне подсказывает, что любая успешная карьера любит терпение, а также логичное и поступательное движение. Если вы дергаетесь с места на место, то будет сложнее просчитать следующий шаг. Если вы работаете в российской компании, перевод отпадает, остается вариант – искать за пределами компании. Если в международной - нужно оценить, насколько часто сталкиваетесь с коллегами за рубежом. Если у вас не будет общения с другими людьми, к вам не будет никакого доверия. У меня коммуникация была еженедельная. Наличие этого общения дает плюсы при устройстве за рубеж.

Умение составлять резюме – крайне редкая вещь для всех, не только для российского рынка. У нас этот навык не развит, потому что мы просто исторически не привыкли. Нужно уметь всегда писать краткое четкое резюме, иметь терпение переписать его, если появится другая вакансия, и хорошее сопроводительное письмо. В Москве в порядке вещей отправить резюме на 6 страниц, а должна быть всего лишь одна – вне зависимости от опыта и должности. У каждой должности - коротко о результатах, а не бесконечное перечисление обязанностей. В России не присутствует культура качественного follow-up. Когда ты встретился с потенциальным работодателем или рекомендателем, нужно поблагодарить за встречу. У нас это делают не все. Лучше, если это будет распространенным спасибо. Рассусоливать не надо, потому что времени ни у кого перечитывать нет, но это очень важно, сказать что-нибудь по делу и обратить на себя внимание.

Просто сидеть подавать резюме на вакансии можно очень долго. Когда вы так делаете, не всегда можно оценить, что пошло не так. Если у вас более распространенный план и если вы делаете это, вовлекая круг людей, шансы на успех выше.

Никогда не нужно стесняться писать людям просить вас представить кому-то – для этого необязательно быть большим другом этого человека. Как минимум вам предложат встретиться или созвониться – посмотреть, могут ли они вам помочь. Рано или поздно вы себе эту встречу организуете. Не все будут готовы вам помогать, но всегда есть вариант удачи. Для меня это более четкий план, нежели сидеть и ждать, что появится та самая вакансия. Те самые вакансии на HH.ru не выкладывают. Все интересные наймы происходят через рекомендации. Выстраивайте себе круг людей, а также всегда будьте готовы сделать для них то же самое авансом. Это может вернуться важным плюсом в копилку карьерной кармы.

Источник: Rb.ru

Комментарии
Комментарии