История наружной рекламы в столицах России

Как лубки превратились в типовые буквы и огромные баннеры.
История наружной рекламы в столицах России

Индустрия рекламных вывесок появилась на Руси давно. Реклама меняла стили, формы и технические характеристики. Краткая история наглядной демонстрации названий магазинов, развлекательных учреждений и рекламы товаров в отечественных столицах — в материале «Йода».

ЛУБКИ

Кроме голосовой рекламы, когда глашатаи зазывают клиентов или рекомендуют товар, на Руси использовалась наглядная. Лубки, изображающие сценки потребления, можно считать первыми национальными рекламными продуктами. Правда, для потребителя скорее понятнее были физические образцы товара, которые выкладывались на рыночный прилавок. Эта простая по исполнению традиция сохранилась до наших дней.

КОНКЛЮЗИЯ

В XII веке к картинкам добавляется текст. Их сочетание называлось конклюзией. Изображение, подкрепленное нарисованными на дереве или вышитыми буквами, — это прототип будущих плакатов или афиш. Понять полный смысл могли не все — нужно было уметь читать.

ШРИФТОВАЯ ВЫВЕСКА

Знакомые нам по дореволюционным фотографиям вывески появляются в XVIII веке. У них есть шрифт разного размера и стиля. Бесконечные вывески были обязательными атрибутами оживленных улиц. По ним дети изучали буквы, а взрослые эстеты находили повод для недовольства — часто такое оформление создавало хаотичную архитектурную композицию. С развитием транспорта появилась возможность делать рекламу не статичной — вешать ее на конку или трамвай. Известен случай такого креатива образца 1910 года — собаки-сенбернары возили небольшую тележку с рекламой по бокам.

МОДЕРН И НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ

Можно выделить два основных направления стиля рекламы на пороге XX века — модерн и русские мотивы. Проявлялось это в плакатах и афишах. Неорусский стиль характеризовали старые узоры, рисованные люди в национальных костюмах, былинные сцены. Модерн — изображение растений, современных женщин в европейском стиле.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

Скрыться от рекламы в большом городе было сложно. Московские власти в 1912 году разрешили ее делать даже в виде клумб. В том же году в Петербурге была установлена первая в стране электрическая реклама — экран из 1760 ламп по 10 ватт каждая расположился на доме Строгановых, где был магазин белья Торговый дом «Артюр». Вывески и витрины стали подсвечивать. Невский проспект весь горел яркими буквами, призывая зайти посмотреть кино.

1910-е годы начинались в их свете, а заканчивались в обветшалой темноте. После двух революций реклама и вывески пострадали и по экономическим, и по политическим причинам. «Старорежимные» картины и названия удаляли сначала после Февральской революции (если речь шла о символике Романовых), а потом после прихода к власти большевиков — как буржуазные. Но страдали вывески и раньше — во время Первой Мировой войны подозрительные именования уничтожались антинемецкими погромщиками.

КОНСТРУКТИВИЗМ

После революции с наступлением НЭПа ведущим стилем стал конструктивизм и авангард. Отразилось это и на рекламе. Небольшие вывески частников обновляют улицы. В 1932 году, уже после свертывания НЭПа, в промышленных масштабах начинается производство газосветных вывесок. Торговых вывесок в городах становится меньше — для борьбы за клиента реклама теперь не нужна.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

В 1960-х развивается производство типовых световых букв, из которых можно складывать любые слова, прикрепляя их над окнами учреждений сферы услуг, зданиями вокзалов и аэропортов. Их продолжали вешать до конца жизни Советского Союза. Можно сказать, что рекламируются не только потребительские товары, такие компании, как «Интурист» и «Аэрофлот», но и партия — лозунги «рисуют» на стенах домов, ставят на обочинах. Советская перестройка Москвы расширила улицы, стало больше места для огромных плакатов и полотен.

СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА

В конце XX — начале XXI века на рынок рекламы возвращаются частники. Рекламные агентства захватывают все возможные участки в городах, соревнуясь в яркости цветов и креативности дизайна. Реклама меняет всемирно известные пейзажи в центре столицы. Напротив Кремля вполне может оказаться огромный баннер с дорогим автомобилем или подсвеченные буквы известного концерна. Строительная площадка — отличное место и повод для установки пыльного полотна, который увидят сотни тысяч людей.

Новый вид уличной рекламы — видеоролики, транслируемые на больших экранах, и анимация на небольших. На смену типовым буквам приходят одинаковые по виду световые вывески для каждой крупной сети. Рекламные щиты на обочине теперь — обязательный атрибут оживленного шоссе. А коммунальные службы борются с нелегальной рисованной рекламой на асфальте и столбах.

Источник: Йод

Комментарии
Комментарии