Как наводили красоту в средневековой Европе и допетровской Руси

Чем подводили глаза египетские фараоны и какой мейкап был «в тренде» у ренессансных красавиц.
Как наводили красоту в средневековой Европе и допетровской Руси

Первобытные люди с помощью рисунков на лице общались с духами и защищали себя от враждебных сил природы. Чуть позже на смену боевому раскрасу пришел макияж. Мы решили вспомнить, чем подводили глаза египетские фараоны и какой мейкап был «в тренде» у ренессансных красавиц.

Древний Египет

В Древнем Египте декоративной косметикой с равным успехом пользовались как женщины, так и мужчины. При этом обитатели долины Нила любили делать, как выразились бы сейчас, акцент на глаза.

Самыми ходовыми были две краски – черная и зеленая. Первую изготовляли из сурьмы, ею густо чернили веки и брови. Вторую делали из малахита и использовали, чтобы подчеркнуть нижнее веко – рисовали толстую зеленую линию под глазами. Позже глаза стали обводить черным и сверху, и снизу.

Египтяне раскрашивали лица не только и не столько для красоты. С помощью яркого макияжа они защищали глаза от вредного воздействия окружающей среды. Слепящее солнце, песчаные бури, резкие перепады температур – от полуденного зноя до ночных холодов – все это плохо сказывалось на здоровье глаз.

Толстый слой темной краски играл роль своеобразного защитного экрана. Кроме того, в состав древней косметики часто входили соединения свинца, чьи бактерицидные свойства были хорошо известны египтянам.

Макияжу приписывалась также магическая сила. Считалось, что, помимо солнца и пыли, густо черненые глаза защищают своего обладателя от злых духов.

Древняя Греция и Рим

Вслед за египтянами эстафету красоты подхватили древние греки. Именно в Элладе сформировалось привычное для нас отношение к макияжу – его носили только женщины именно в декоративных целях.

Кстати, повсеместное распространение мейкап получил далеко не сразу. Долгое время искусство рисовать лицо было привилегией исключительно гетер и куртизанок. Они отбеливали кожу свинцовыми белилами (те, что победнее, использовали вместо свинца мел), подводили сурьмой брови, соединяя их, по последней моде, в одну линию, соком ягод румянили щеки, а также подцвечивали соски и большие половые губы.

В противовес женщинам распутным благородные гречанки пользовались только уходовой косметикой. Впрочем, ближе к началу новой эры сдались и они, пополнив ряды жертв отравления тяжелыми металлами.

К слову, тот факт, что косметика вредна, вовсе не был секретом для медиков античности. Скажем, знаменитый врач Гален пропагандировал отказ от использования помады, поскольку в её состав обычно входили токсичные киноварь и сурик. Он же предупреждал и о вреде белил. Но только всё не впрок.

В своем отношении к макияжу римляне повторили путь греков: тени и помада перекочевали из борделей в дома знатных горожан. Разница была лишь в том, что декоративную косметику в Республике, а потом в Империи жаловали не только барышни – мужчины тоже любили иногда подкорректировать свой цвет лица.

Римлянам приписывается авторство первого в мире тональника – именно они придумали смешивать всё ту же свинцовую пудру с растительными или животными жирами. Получившуюся массу наносили не только на лицо, но также шею и плечи. Хотя римляне не делали из двух бровей одну, у них тоже не обошлось без причуд – девушки порой красили голубыми тенями виски.

Древний Китай и Япония

Издревле в Китае и Японии в почете был подчеркнуто неестественный макияж. С помощью все тех же свинцовых белил или рисовой муки азиатские аристократки доводили свой цвет лица до снежно-белого, губы красили в алый. Гейши выделяли красным не только губы, но также глаза, иногда брови.

Кстати, о бровях: вплоть до начала нового времени знатные японки их сбривали и высоко на лбу рисовали короткие толстые черточки. Китаянки не отставали. Правда, они изображали брови на том же месте, где те должны расти. Мужчины тоже не чурались мейкапа – воины наводили марафет, чтобы выглядеть более грозно.

Черный был, пожалуй, самым востребованным цветом в палитре азиатского мейка. Хорошим тоном считалось «уточнить» черной тушью линию роста волос. До второй половины XIX века в японской аристократической среде сохранялась мода на черные зубы.

В качестве сырья для зубной краски использовали черные металлы, позже появились рецепты с танином и устричным порошком. Вероятно, древним было известно, что танин, вещество растительного происхождения, которое добывают из коры некоторых растений, укрепляет десны и защищает зубы от кариеса.

Но главным азиатским изобретением по части декоративной косметики остается лак для ногтей. Для обитателя Поднебесной длина ногтей являлась маркером социального статуса их владельца. Если знатные мужчины отращивали ногти всего на двух-трех пальцах, девушки «отпускали» их все. При этом длина такого богатства могла достигать 20-25 см.

Чтобы ногти не ломались, их не просто красили, а покрывали самым настоящим лаком – на основе сока лакового дерева, и помещали в специальные футляры, нередко из драгоценных металлов. Китайцы же придумали наращивать ногти – для этого они использовали проклеенную рисовую бумагу.

Допетровская Русь

Макияж женщин допетровской Руси походил на грозную театральную маску – кожа белая, как мел, губы и щеки алые, брови черные. Заезжие иностранцы не уставали поражаться тому, как привлекательные молодые москвички знатного происхождения намеренно превращают себя в скоморохов. При этом выход в люди без мейка был равносилен прогулке голышом – возмутительно неприлично.

Историки до сих пор спорят о том, откуда на Руси возникла традиция краситься так обильно. Одни видят в этом отголоски азиатского влияния. Другие считают, что подобная манера «рисовать лицо» появилась благодаря древнеславянским представлениям о магической защитной функции грима.

По меткому замечанию одного интуриста, русские красавицы напоминали свежие булки, присыпанные мукой. Однако, вопреки расхожему представлению, красились и мазались они вовсе не свекольным соком.

Конечно, в глубокой древности девушки наводили красоту с помощью натурпродукта: вместо подводки – уголек, вместо пудры – рисовая мука, вместо помады – сок малины. Но уже с VII – VIII веков, к вящей радости боярских дочек, из Византии стали привозить «настоящую» ядовитую косметику.

Европа: Средние века и Новое время

Но вернемся в Европу. Наступившее в конце V века Средневековье положило конец сладкой жизни местной аристократии. Влияние молодой, но уже могущественной христианской церкви распространялось на все сферы жизни общества. Вопросы макияжа также не ускользнули от пристального взора духовенства.

Мейкап стали считать занятием греховным. За наличие губной помады на лице можно было угодить прямиком на костер. В косметичке состоятельных дам из декоративной косметики осталась только пудра.

В моду вошла болезненная бледность, изнуренный вид. И никаких ярких акцентов: барышни «украшали» себя тем, что сбривали слишком выразительные брови. А чтобы лицо казалось длиннее, девушки, опять-таки с помощью бритвы, поднимали линию роста волос на лбу, висках и затылке.

Прошло несколько веков, прежде чем у художников снова появилась легитимная возможность прославлять гармонию человеческого тела. Ренессанс внес ряд поправок в основные положения христианского учения – красота, которая раньше считалась дьявольским искушением, теперь стала божьим даром.

По этой причине девушки бросились портить себе здоровье свинцовыми белилами и суриком. Впрочем, средневековые стандарты красоты не пропали бесследно. В облике bella donna той эпохи не было места выразительным контрастам – светлые волосы, глаза, кожа с нежным румянцем. Макияж оставался неброским. Сохранилась и мода на высокий открытый лоб, гладкость которого не должны были нарушать даже брови.

В эпоху Возрождения вопросы красоты получили широкое теоретическое осмысление. Пока мужчины строчили трактаты о том, как должна выглядеть привлекательная женщина, дамы в свою очередь писали, как сохранить и преумножить свою красоту.

Примерно с начала XVII века европейцы стали понемногу предавать идеалы античности. Натуральная красота стремительно сдавала позиции. Аристократки покрывали себя толстым слоем белил, лепили «мушки» и затягивали корсеты.

Апофеоз искусственности пришелся на XVIII столетие – знаменитый век париков. Мужчинам и женщинам, носившим пышные искусственные локоны, приходилось покрывать себя пудрой буквально с макушки. У представителей обоих полов в ходу были румяна. Особое внимание уделялось бровям – чем жирнее и длиннее, тем лучше.

В XIX веке интерес к белилам резко сошел на нет. Теперь моду диктовала викторианская Англия. Тамошние блюстители морали вспомнили о греховности человеческого тела и развернули активную пропаганду естественной красоты.

Помада опять перекочевала в косметички куртизанок. Приличным дамам, чтобы выглядеть привлекательнее, рекомендовалось покусывать губы и щипать себя за щеки.

Такое отношение к делу оставалось актуальным вплоть до 20-х годов XX века, пока на модную арену не вышли первые девушки-флэпперы. Уставшая от тягот войны молодежь во что бы то ни стало хотела сделать свою жизнь ярче. Так началась новая эра в искусстве макияжа.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии