Янтарная комната: рукотворное чудо

Без сомнения, все хоть раз слышали о знаменитой Янтарной комнате, а многие и видели ее собственными глазами в Царском Селе.
Янтарная комната: рукотворное чудо

Точнее, видели не подлинное убранство этого зала, каким оно представало перед глазами монархов, а копию, воссозданную по образу и подобию прежней в 2003 году.

Говоря о Янтарной комнате, чаще всего обсуждают трагическую и загадочную историю ее исчезновения в 40-х годах прошлого века. Однако для нас, как для журнала, посвященного дизайну интерьеров, интересна другая сторона этой истории.

Убранство Янтарной комнаты уникально в контексте истории развития интерьерного искусства, так что именно с этой позиции нам предстоит рассмотреть зал, который часто называют восьмым чудом света.

Изначально декоративные панели янтаря, которые впоследствии стали основой Янтарной комнаты, обрамляли кабинет прусского короля Фридриха. При установке мастера подкладывали под панели серебристую фольгу, чтобы камни ярче блестели и лучше передавали игру цвета.

Когда, уже после смерти короля, богатство было передано в дар России, возникла серьезная проблема: зал Зимнего Дворца, где и планировалось обустроить Янтарную комнату, значительно превосходил размерами прежний кабинет. Панели, которых было около 22 (включая детали верхнего яруса и нижнего, цокольного), не могли покрыть все пространство стен.

Кроме того, чтобы создать в комнате цельную композицию, потребовались дополнительные элементы, которые могли бы разбавить сплошной ряд янтаря. Бартоломео Растрелли, знаменитый архитектор, который руководил возведением комнаты, решил прибегнуть к довольно простому, но очень действенному средству: расположить между панелями зеркальные пилястры - узкие полоски стекла в полную высоту.

Такое решение не только вдохнуло в интерьер новую жизнь, но и создало прекрасный зрительный эффект: зеркала на стенах отражались друг в друге, и череда отражений казалась бесконечной.

Пилястры были обрамлены роскошной золоченой рамой, воспроизводящей по краям зеркал растительные узоры.

Однако и в Зимнем Дворце Янтарная комната не нашла себе покоя: позднее она вновь была демонтирована и в разобранном виде отправилась в Екатерининский дворец в Царском Селе. Зал, где ее предполагалось установить, по площади превышал зал в Зимнем Дворце, да и стены в нем оказались выше.

Растрелли вновь пришлось искать решение сложившейся ситуации. Подумав, он увеличил число зеркальных пилястр, разместив их парным образом вокруг каждой отдельной панели. Посередине зеркал также были установлены светильники с золоченым корпусом, напоминавшим диковинное развесистое растение.

Так как высота комнаты оказалась больше предполагаемой, образовался дополнительный верхний ярус, который пока что пришлось заполнить живописью, имитирующей янтарь. Позднее этот пробел был восполнен, и стены окончательно покрылись медовым камнем.

В центре четырех наиболее крупных янтарных панелей в прекрасных янтарных же рамах были установлены мозаичные картины. Рамы, благодаря более темному тону янтаря, четко выделялись на общем фоне.

На верхнем ярусе появилась изящная золоченая резьба по дереву, изображающая амуров, поддерживающих вазы, и образующая рамы, в центре которых были помещены золоченые канделябры. А на переходе от среднего яруса к верхнему также добавилась резьба, которая из растительных узоров превращалась в изящные женские головки.

Композицию зала завершили двумя огромными зеркалами в золоченых рамах во всю высоту стен, оказавшимися между окнами комнаты. Благодаря обилию света и зеркал янтарь представал перед гостями дворца в наилучшем свете, зачаровывая смешением красок.

Красные, почти алые оттенки, словно в мозаике, сливались с оранжевыми и светло-желтыми цветами. Более темные цвета образовывали на светлом фоне различные узоры, среди которых особенно часто встречались вензели. Золото, щедрой рукой рассеянное по стенам, дополняло теплую цветовую палитру.

Разумеется, к подобному убранству стен полагалось сделать равный по красоте пол, и вот наконец в Янтарной комнате появился паркет, собранный из драгоценных пород дерева: орех, клен, сандаловое дерево переплелись зеркальным отражением богатой цветовой гаммы стен.

Источник: kvartblog.ru

Комментарии
Комментарии