История особняка Листа

Каретный сарай у входа и булгаковская Маргарита на веранде.
История особняка Листа

КАК ПОСТРОИЛИ

Особняк в Глазовском переулке построил для себя известный архитектор Лев Кекушев — человек, с которым связаны и появление модерна в России, и изрядная часть архитектурного облика столицы конца XIX-начала XX века. Он возвел десятки доходных домов и усадеб для самых богатых людей своего времени (в том числе для мецената Саввы Мамонтова), построил несколько железнодорожных станций, принял участие в проектировании и оформлении интерьеров знаменитого московского отеля «Метрополь».

Параллельно с рабочими проектами он занимался и личным: строил собственный особняк, который в итоге стал первым зданием Москвы, выполненным в стиле модерн. На возведение эффектного дома понадобилось меньше года — с марта 1898-го по февраль 1899-го — и в арбатских переулках появилось одно из самых известных его зданий. Кекушев поразил современников не масштабностью строения и не пышным декором, а удивительной архитектурной гармонией и продуманностью каждой детали. Контраст желтого кирпича и светло-серого мрамора, выразительные крупные окна разных форм, мозаика и орнаменты на фасаде и большое панно, автором которого стал коллега Кекушева — британский художник Вильям Валькот.

Позаботился архитектор не только о внешнем облике здания, но и об устройстве быта: пространство в доме площадью около 400 метров было отлично организовано. На первом этаже разместился кабинет хозяина с окнами в переулок, большая гостиная, буфет и столовая, на втором — спальни для взрослых и три детские. Вв задней части здания были комнаты для прислуги и черная лестница, а в подвале — кладовые для вина и продуктов. Кроме того, в задней части двора находился служебный корпус, включающий себя конюшню, помещения для кучеров и каретный сарай.

Интерьеры особняка архитектор тоже оформил в своем любимом духе — простыми, но дорогими и эффектными: мебель на заказ по собственным эскизам, ореховые потолки и дубовая отделка парадных лестниц, фарфоровая облицовка стен и керамика на полу.

Однако наслаждаться всем этим великолепием архитектор не стал: менее чем через год он продал особняк племяннику богатого московского промышленника, фабриканту Отто Листу, под чьим именем дом и вошел в историю архитектуры. По слухам, новый владелец предложил Кекушеву такую цену, что тот просто не смог устоять: речь шла о 100 000 рублей (для сравнения — цены на съемные квартиры, даже многокомнатные тогда начинались с 15 рублей в месяц).

КТО ЖИЛ

Истинную известность дом приобрел не при Отто Листе, а уже при третьем своем хозяине, точнее, хозяйке — дочери миллионера, художнице Наталье Кусевицкой. Несколько лет до покупки особняка она вместе с мужем жила в Европе, а в 1908-м приобрела этот дом и организовала все так, что сюда приезжали самые великие музыканты мира. Мужем новой владелицы был Сергей Кусевицкий — известный контрабасист и дирижер, триумфатор европейских сцен и музыкант оркестра Большого театра. В 1909 году он создал собственный оркестр и основал «Российское музыкальное издательство», в совет которого входили композиторы Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и другие. Собрания этого издательства часто проходили в особняке Кусевицких, а Скрябин после возвращения из Франции даже остановился в гостях у Кусевицких.

Жизнь дома вообще была наполнена музыкальными событиями: на устраиваемых тут вечерах выступал Шаляпин, за роялем в гостиной оказывались то Рахманинов, то Прокофьев. Бывали и зарубежные композиторы: американский пианист Гарольд Бауэр, итальянский композитор Ферручо Бузони, немецкий дирижер Бруно Вальтер. Гостил в знаменитом особняке француз Клод Дебюсси — хозяин дома не только выступил организатором его концертов в России, но и поселил у себя мировую знаменитость.

Семейную и общественную идиллию разрушила Первая мировая война: гастроли Кусевицкого за границей были отменены, оркестр, большую часть которого призвали в армию, распался, состояние жены становилось все менее впечатляющим и вскоре дом просто перестали топить — супругам пришлось переселиться в маленькую квартиру. Знаменитый дом в 1917 году купил банкир Алексей Мещерский, но и он владел им недолго — вскоре грянула революция, нового хозяина особняка арестовали, а все его имущество национализировали.

ЧТО БЫЛО

Однако самая значительная история, произошедшая в этом особняке, связана вовсе не со знаменитыми владельцами, а с двумя великими гостями — композитором Александром Скрябиным и писателем и поэтом Борисом Пастернаком. В ту пору, правда, Пастернак еще не определился с творческим направлением — будучи 19-летним, в 1909-м году, он приходил в этот дом, чтобы показать Скрябину свои музыкальные произведения. В повести «Охранная грамота», почти 20 лет спустя после этой встречи, он напишет: «В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы». Романтически настроенный юноша, встретившись со своим кумиром, понял окончательно: композитором ему не быть. Но страна получила огромного масштаба литератора — Скрябин посоветовал юноше поступить на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

По слухам, и этим не исчерпывается литературное значение особняка Листа: вероятно, чуть позже — в 30-е годы XX века — именно с него Михаил Булгаков писал дом, в котором жила главная героиня произведения «Мастер и Маргарита». «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк еще до сих пор цел», — читала позже вся страна.

Особняк дожил и до наших дней и до сих пор стоит на своем месте: в разные годы в нем была детская библиотека и детский сад, долгое время здание занимало посольство Аргентины. Теперь же в доме очередная официальная инстанция — Представительство правительства Калужской области при правительстве РФ — и посмотреть на знаменитое здание можно только снаружи.

Источник: Йод

Комментарии
Комментарии