Самые необычные способы использования авиационных двигателей

Эти детали не всегда используются по своему прямому назначению.
Самые необычные способы использования авиационных двигателей

Реактивный двигатель — это мощь, поэтому главная сфера их применения — авиация. Впрочем, авиационные двигатели не всегда используются по своему прямому назначению. Например, с их помощью расчищают дороги от мин и борются с комарами. Самые необычные способы применения авиационных двигателей в обзоре ЖУРНАЛА ЖЖ.Не претендуя на лавры капитана Очевидность, заметим, что любой двигатель в первую очередь предназначен для того, чтобы что-то двигать. Поэтому массовые эксперименты с альтернативным применением авиационных двигателей проводились именно в области транспорта. Правда, в основном это были машины, которые двигались не за счет реактивной тяги, а за счет вращения колес валом турбины (турбо-вальные двигатели).

Однако были и реактивные изыскания. В 60-70х годах прошлого века СССР и США появились экспериментальные железнодорожные локомотивы, которые перемещались в пространстве при помощи реактивной тяги.

Советский реактивный поезд, а точнее «скоростной вагон-лаборатория ЭР22» был построен в 1970 году на Калининском вагонном заводе (КВЗ). В движение локомотив приводился двумя турбо-реактивными двигателями АИ-25 применявшимися на самолёте Як-40. Во время испытаний локомотив сумел развить скорость в 250 километров в час. Несмотря на это, от идеи вскоре отказались, одной из причин стал огромный по сравнению с классическими локомотивами расход топлива.

За океаном эксперименты по переводу железнодорожного транспорта на реактивную тягу вылились в постройку локомотива M-497 «Black Beetle», на крыше которого были установлены двигатели General Electric J-47-19 от бомбардировщика Convair B-36. Локомотив был переоборудован из обычной дизельной мотриссы, на испытаниях чудо техники развило максимальную скорость в 290 километров в час, но, как и в случае с советским побратимом, создание таких поездов было признано нецелесообразным.

Другое полезное свойство турбореактивных двигателей, на которое обратили внимание рационализаторы — это мощная реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателя. При ее помощи можно, например, эффективно что-нибудь распылять. Распылять, в частности, решили воду для тушения пожаров. В СССР, а позже и в России были созданы несколько «автомобилей газо-водяного тушения».

Подробней об этих гибридах пишет VANILLARABBIT:

«Пожары бывают разные, сложные, простые страшные. Характеризуются они все по площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами. Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения как таковой, у них есть высота пламени.

Пожарная нагрузка их не поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть просто море. А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.

Для тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо Водяного Тушения). Как видно на иллюстрации машинка дико интересная, обычное автомобильное шасси, с установленным на него... правильно Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он на эффекте распыления воды в реактивной струе. Вода в струю реаткивную струю подается с помощью нескольких стволов расположенных непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной Станцией)».

Однако чаще всего грузовики с установленными на них авиационными двигателями можно встретить не на нефтяных месторождениях, а на аэродромах. Машины, получившие прозвище «Горыныч» применяются для расчитски взлетно-посадочных полос ото льда. На различных шасси используется хорошо зарекомендовавший себя авиационный двигатель ВК-1, применявшийся еще на истребителе Миг-15.

Об одной из таких машин — «Аист-5ТМ» пишет ZHZHITEL:

«Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина „АИСТ-5ТМ“, но чаще его ласково-уважительно называют „Горыныч“.

Тепловая машина „АИСТ-5ТМ“ предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: „Горыныч“ плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.

За кабиной „КрАЗа“ находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах „Горыныч“ расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко».

Двигатель ВК-1 использовался и на другой интересной машине- газодинамическом тральщике Прогрев-Т. Грозная на вид машина на шасси танка Т-54 предназначалась для разминирования дорог. По задумке авторов проекта газодинамическая струя создаваемая двигателем должна была «выковыривать» из грунта вражеские мины. Известно, что Прогрев-Т применялся в Афганистане, однако в серию машина так и не пошла.

Зато авиа-автомобильные гибриды прижились в химических войсках. Тепловая машина для специальной обработки военной техники ТМС-65, смонтированная на базе грузовика Урал предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции техники мощным газовым и газокапельным потоком. Проще говоря, машина смывает и сдувает с техники всю химическую, бактериолохическую и радиоактивную гадость. Что интересно, и здесь используется все тот же авиационный двигатель ВК-1 от давно снятого с вооружения Миг-15. ТСМ-65 была разработана в середине 60-х годов, но машина до сих пор стоит на вооружении Войск РХБЗ и регулярно принимает участие в военных учениях.

Пожалуй самым оригинальной идеей стал проект по использованию турбореактивных двигателей для борьбы с гнусом, который донимал строителей и геологов в Сибири. В 1964 году ученые из Сибирского отделения РАН установили на плавающий транспортер реактивный двигатель, который распылял в воздухе ядохимикаты. За один час работы машина уничтожала гнус на 10 тысячах гектар, стоимость обработки одного гектара составляла 12 копеек.

ТЕМА В БЛОГАХ:

Автомобилями, танками и поездами с газотурбинными двигателями закаленного читателя моей ЖЖшки не удивить, полагаю? Тогда извольте-с: теперь с газовой турбиной имеются в продаже и мотоциклы! Да-да, я не шучу, мотоцикл MTT Y2K вполне можно купить, причем в желаемой цветовой гамме (пластиковый обвес можно сделать любым), если есть желание, сумма от $80’000 (за б/у) до $185’000 (это в ценах 2004 года, сейчас уже за $200k, наверное) и готовность пободаться с нашими доблестными ГАИшниками по поводу постановки на учет мотоцикла с мощностью двигателя от 320 до 420 л. с.

Мне трудно сказать, что именно сподвигло внешне вменямых мотоциклостроителей на установку вертолетного турбовального двигателя Rolls-Royce-Allison Model 250 (320 л. с. при 52000 оборотах в минуту) на мотоцикл, — самый разумный вариант объяснения, который я встретил — на русский язык переводится, примерно, как «патамушта!». Захотели и сделали.

Попав, попутно, в книгу рекордов Гиннеса с самым мощным в мире мотоциклом. А если пересчитать мощность и массу на энерговооруженность — то состязаться с этим чудовищем, имеющим больше тысячи л. с. на тонну массы могут, наверное, только космические ракеты. И то не все...

Источник: livejournal.com

Комментарии
Комментарии