История неизвестных шедевров русского авангарда

30 лет Андрей Сарабьянов ищет шедевры авангарда в русской глубинке. О том, какие курьезы сопутствовали поискам — в статье.
История неизвестных шедевров русского авангарда

30 лет Андрей Сарабьянов ищет шедевры авангарда в русской глубинке. Родственница Йоко Оно, открытия на оборотных сторонах полотен и судьба художника Клюна, идентифицированного экспертами как «Клоп» — «Афиша Daily» узнала, какие курьезы сопутствовали поискам.

Кандинский и Родченко после революции рассылали работы своих коллег по региональным музеям всей страны: С 1918 по 1920 год почти полторы тысячи работ были распределены по 30 музеям России. Историк и искусствовед Андрей Сарабьянов долгие годы пытался их отыскать — и теперь впервые собрал в Центре авангарда при Еврейском музее более сотни работ, которые до этого никогда не показывались вместе, — от Малевича и Гончаровой до менее известных, но не менее важных Моисея Когана и Алексея Моргунова. Мы встретилась со знаменитым экспертом, чтобы обсудить его тридцатилетние поиски и сопутствующие им подробности.

Как появилась идея

Региональными музеями и поиском картин авангарда я начал заниматься очень давно — еще в конце 1980-х. А в начале 1990-х даже выпустил книгу «Неизвестный русский авангард». Но тогда даже в голову не могло прийти, что подобная выставка может состояться, хотя о шедеврах, которые хранятся в региональных музеях, было прекрасно известно.

Наши знания о них были основаны в первую очередь на материалах из РГАЛИ: в специальном фонде были собраны документы по началу деятельности Наркомпроса. И все документальные свидетельства рассылок картин по региональным музеям там хранятся до сих пор — с печатями, личными подписями Кандинского и Родченко. Когда я начал изучать эти архивы, то насчитал около полутора тысяч работ, которые были разосланы всего за три года, с 1919-го по 1922-й. Сразу же захотелось на них посмотреть, и я отправился по следам этих архивов — сначала один город, потом другой, третий.

Сложность состояла в том, что списки часто были слепые — с указанием только автора и города: в Самару, например, отправлялось 50 работ, но как они назывались? Где их искать? Иногда я искал одно произведение, а находил другое. Не все поездки были удачными, но находки случались всегда.

Комментарии
Комментарии