Как дорога в Тверь стала главной улицей Москвы

Главная улица сегодняшней столицы, Тверская, стала известна с XII века — именно в это время тут появилась первая дорога, ведущая из Москвы в Тверь.
Как дорога в Тверь стала главной улицей Москвы

КАК РАЗВИВАЛСЯ

Главная улица сегодняшней столицы, Тверская, стала известна с XII века — именно в это время тут появилась первая дорога, ведущая из Москвы в Тверь. Однако вплоть до XVI века никаких построек для жизни тут так и не возвели — на бревенчатой мостовой встречались сплошь конные экипажи, отправляющиеся уже не только в Тверь, но и в другие города: Санкт-Петербург, Смоленск, Великий Новгород. Сама же Тверская была отделена от города рекой Неглинной, через которую вел первый построенный в Москве каменный мост — Воскресенский (теперь на этом месте — Манежная площадь), он соединял улицу с Красной площадью.

Предназначение улицы диктовало и то, какие жильцы на ней появятся: первыми начали заселять Тверскую ямщики, которые занимались обслуживанием важной дороги. В XVI веке по приказу Бориса Годунова тут появилась Тверская слобода, объединившая людей этой профессии — район быстро развивался, и вскоре тут уже было около 100 дворов. Однако жизнь в них, несмотря на приближенность к самому центру города, сохраняла свой деревенский уклад. В это же время начала развиваться здесь и торговля: в районе современной гостиницы «Москва» располагались Мучной, Житный и Солодовенный торговые ряды.

В XVII веке район рос еще активнее, хоть и до сих пор считался пригородом: тут появлялось все больше слобод — в основном в них жили люди, занимающиеся обслуживанием царского двора. Сегодняшние названия улиц и переулков напоминают об этом: в современном Большом Гнездниковском переулке жили мастера, изготавливающие стрелы («два гнезда стрел», говорили тогда), в Столешниковом — обосновались ткачи, занимавшиеся скатертями, в Копьевском — разумеется, делали копья, а в Воротниковском обитали «воротники» — сторожи крепостных ворот.

В XVIII веке в той части Тверской улицы, что располагается ближе всего к Кремлю, стали селиться самые знатные и богатые семейства Москвы: Демидовы, Трубецкие, Долгоруковы. Здесь же выстроил себе дом граф Чернышов, занявший затем пост генерала-губернатора Москвы. После смерти хозяина, дом выкупила казна и он стал резиденцией московских градоначальников — и сегодня в нем располагается мэрия столицы.

Подлинное же свое величие Тверская обрела лишь в начале XIX века — именно тогда она стала частью Москвы. Случилось это после знаменитого пожара 1812 года, который связан с легендарным советом русской армии в Филях: полководец Кутузов приказал оставить Москву Наполеону, а когда французский император вошел в город, его охватил страшный огонь.

После победы русских в войне с французами население начало возвращаться в город, а Тверская постепенно реконструировалась и перестраивалась: здесь появлялись лучшие в Москве дома, открывались лучшие магазины и именно в зданиях на Тверской проводились главные столичные светские вечера. Одним из таких важных зданий стал Английский клуб (сейчас в нем находится Музей современной истории России) — крайне популярное у русской знати место, попасть в которое мечтал каждый: в клубе играли в карты, проводили приемы и обсуждали самые важные вещи государственного значения — будь то политика или искусство. Поэт Александр Пушкин, не раз посещавший это здание, даже увековечил его в своем романе «Евгений Онегин» — клуб описывается в нем строчками «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».

Тогда же, в в XIX веке, с модной Тверской начинались все городские нововведения: в 1820 году по ней впервые в Москве прошли дилижансы, в 1872 году проложили рельсы и по улице проехала конка, а затем и трамвай, еще позже Тверскую одной из первых заасфальтировали и поставили электрические фонари.

КТО ЖИЛ

На центральной улице, самой передовой в городе, и в ее округе, начиная с XVIII века селились лишь те, кто мог себе это позволить: члены купеческих и дворянских семей, государственные деятели и известные академики, популярные артисты, писатели и композиторы. Едва ли не каждый дом на Тверской хранит память о своих знаменитых жильцах — в том числе, и гостиница «Националь», построенная в 1901-м и сохранившаяся практически в неизменном виде до сих пор. Долгие годы это был самый престижный отель в столице: здесь нет двух одинаковых комнат, в каждой — свой интерьер и антикварная мебель, а из окон открывается вид на Тверскую, Красную площадь и Александровский сад.

В комнатах «Националя» в разное время останавливались член царской семьи — великий князь Александр Михайлович, балерина Анна Павлова, писатели Анатоль Франс и Герберт Уэллс, композитор Николай Римский-Корсаков, а после революции гостиница стала временным пристанищем для представителей большевистской элиты — Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других. Знаменитости зачастую встречались в лучшем в Москве гастрономе, который тоже до сих пор сохранился — тогда он назывался «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» и славился не только роскошными интерьерами, но и диковинными товарами. Оливковое масло, трюфели, устрицы, осетровая икра, редкие вина и кофе крайне привлекали обеспеченных покупателей — с самого открытия у дверей выстраивались многочасовые очереди. После революции, правда, купец Елисеев эмигрировал во Францию, но универмаг продолжил работу.

По соседству с ним располагались еще несколько дореволюционных зданий, которые были известны всей Москве: в доме № 10 была Филипповская булочная и кофейня (существует версия, что именно благодаря Филиппову в Москве начали делать булочки с изюмом), а в доме № 12 до революции располагалась фешенебельная гостиница Шевалдышева, в которой останавливался, приезжая в Москву, сам Лев Толстой.

Здесь же, в Тверском районе, в начале XX века открылась первая русская киностудия. Она размещалась в первом московском небоскребе — доходном доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке: интерьеры дома использовались как декорация, а съемочная площадка находилась на крыше, с которой открывались великолепные виды на старую Москву. Камергерский переулок в то время тоже был местом для людей творческих профессий: там начал работу театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко, который стал целой эпохой в истории мирового театрального искусства.

В советское время на Тверской улице тоже жили сплошь знаменитости: министр культуры Екатерина Фурцева, архитектор Александр Власов, режиссеры Олег Ефремов и Сергей Бондарчук, дирижер Александр Свешников — все они оказались под крышей помпезного жилого дома № 9, построенного после Великой Отечественной войны и, по слухам, облицованного гранитом, который солдаты гитлеровской армии везли в СССР, дабы воздвигнуть себе памятник в честь победы, но только вот у них ничего не получилось.

ЧТО ТЕПЕРЬ

В советское время исторический облик Тверской сильно изменился: она продолжала быть главной, показательной улицей, и поэтому в 30-е годы стала площадкой для экспериментов сталинской эпохи. Советская власть была уверена: городу нужны не исторические здания, а огромные проспекты — столь же широкие, как страна родная. Расширяли улицу за счет сноса исторических зданий и церквей — были уничтожены все храмы Тверской, построенные еще в XVI-XVII веках. На месте Страстного монастыря разбили сквер, куда перенесли с Тверского бульвара памятник Пушкину, Страстную площадь переименовали в Пушкинскую, а самой улице дали имя главного писателя советского времени — Максима Горького.

Историческое название Тверской вернули лишь в 90-х, а теперь ей попытаются вернуть и тот вид, который теперь можно рассмотреть лишь на старых открытках: ведь когда-то на улице были не только бесконечные дома и машины, но и множество деревьев.

Проектом реконструкции Тверской сегодня занимается КБ Стрелка и голландское архитектурное бюро West 8, которое реализовало проекты в разных городах мира: Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке, Гамбурге, Шанхае и многих других. К осени этого года Тверская должна преобразиться: планируется оптимизировать автомобильное движение и расширить тротуары, вернув на них липы. Обещают, что на улице появятся около 100 новых деревьев и столько же фонарей, воссозданных по историческим чертежам и фотографиям из музея «Огни Москвы». Пешеходные зоны покроют гранитом, подходящим к фасадам сталинских зданий, реконструируют и переулки — Газетный, Никитинский, Большой Гнездниковский — и возможно, после этого один из главных районов Москвы станет выглядеть куда уютнее.

Источник: Йод

Комментарии
Комментарии