Анастасия Жбанова («Одноклассники») о трех революциях в рунете

Пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» - о том, как в рунете свершилось три революции: чтения, контента и сервисов. И чего ждать дальше?
Анастасия Жбанова («Одноклассники») о трех революциях в рунете

Социальные сети как зеркало эпохи

Недавно я была на свадьбе. Во время поздравления невеста и жених быстро поцеловались, а после каждый достал телефон, сделал селфи и в тот же момент стал выкладывать фото в соцсети. Наверное, примерно тем же внутренним мотивом руководствовался британец, который с борта захваченного самолета сделал фото с террористом и разместил изображение на своей страничке.

Абсолютное большинство людей, рожденных в 2000-х, с детства имеют аккаунт в соцсетях. Тебя нет в соцсетях? Ни в одной? А что с тобой не так? Сегодня довольно сложно это осознать, но социальным сетям как феномену не так много лет – 10 в России и немногим больше в мире. За это время эволюционировала не только среда и интернет — до неузнаваемости изменилась сама модель пользования социальными медиа. И если в 2007 пользователи всего 6% своего времени тратили на соцсети (Nielsen), то в 2015 цифра только в России приблизилась к 30% (TNS).

Кружок по интересам

Мнения о появлении соцсетей разнятся: кто-то говорит, что первыми были Classmates, кто-то утверждает, что пионерами стали 6degrees или theglobe.com. Мне ближе всего теория о том, что соцсети начались ровно тогда, когда впервые заговорили об опосредованном компьютером интерактивном общении людей друг с другом. Желание людей общаться на какую-то тему, вовлекать в дискуссии других пользователей дало предпосылку развитию соцсетей. Сеть неспроста называют социальной, ее структура выстроена так, что она дает возможность людям объединиться в группы и сообщества по интересам, роду деятельности. Социальным объединяющим фактором может быть работа, школа, музыка, любовь к шахматам или к Джастину Биберу.

Проект Classmates, как и Одноклассники в России, с начала существования объединял бывших школьных друзей. Это очень понятный посыл, который взывает к ностальгии и ассоциируется с приятными положительными эмоциями. Название «Одноклассники» сыграло большую роль в успешности проекта, потому что в свое время объяснило людям, зачем вообще нужны социальные сети, в чем их логика: взрослые люди вдруг поняли, что можно на какое-то время вернуться в детство. Кстати, именно поэтому на начальном этапе развития в ОК пришло большое количество взрослых людей. Была даже шутка такая: «– Интернетом пользуешься? – Нет. – А Одноклассниками? – Да».

Но это не единственный драйвер привлечения аудитории. К примеру, MySpace впоследствии поняли, что можно объединять людей вокруг пристрастий к музыке и фильмам, LinkedIn давал тоже очень понятный посыл: найти в интернете партнеров по бизнесу и работе – легко и приятно. Потом появился тогда еще thefacebook, который опирался не на восстановление устоявшихся социальных связей, а на создание и усиление новых – с однокурсниками, соседями, товарищами по хобби, друзьями по вечеринке.

Сейчас соцсети – это, конечно, уже давно не кружок по интересам, аудитория крупнейших площадок превышает численность населения некоторых стран. В ОК давно уже не только взрослые люди, а в ВК – далеко не только подростки. Соцсети сегодня объединяют разные поколения и совершенно разных людей. Но вот принятые модели поведения и общения у них разные – как и в жизни, человек принимает на себя разные роли. В Одноклассниках у вас может быть 50 друзей, но самых близких, а в Facebook — тысяча, но едва ли вы будете знать лично и половину из них. Кстати, пресловутый троллинг и негатив стал чаще встречаться именно с ростом аудитории и с усилением желания урвать свои 5 минут славы. Привлекая внимание людей, вы привлекаете негатив.

Соцсети – уже больше, чем поиск людей

После того как пользователи собрались в группы и сообщества, восстановили устоявшиеся социальные связи и создали новые, стал актуальным вопрос – чем эти люди станут делиться друг с другом. Соцcети постепенно превращаются в большую сервисную площадку, которая удерживает внимание человека: игры, фильмы, медиа. С чего в свое время начинался Facebook? С того, что кроме социальной функции, платформа была приспособлена для сторонних разработчиков: создателей игр, СМИ, которые могли завести страничку и делиться с подписчиками актуальной информацией. Таким образом человек стал полностью самодостаточным информационным организмом в рамках одной платформы. И это ведет к появлению новых функций в рамках соцсети – у нас уже есть оплата проезда, денежные переводы, онлайн-ТВ. Становится все очевиднее универсальность соцсетей. Все, что ищет человек в интернете в целом рано или поздно становится доступным в соцсетях.

Вам BuzzFeed или Толстого?

Точно так же, как меняются тенденции чтения в целом, трансформируется восприятие текста и в соцсетях. С развитием технологий – мобильного интернета 3G и LTE, с появлением высокоскоростного соединения – существенно поменялась модель пользования сервисами. На заре развития рунета мы использовали почту и соцсети не часто, но сессии были дольше. Теперь все наоборот – заходов стало больше, но времени на площадках проводят меньше. Сегодня конкуренция платформ идет уже не за пользователя, ведь человек может одновременно пользоваться и Одноклассниками, и Instagram, и Twitter. Главный желанный приз – это время, которое аудитория проводит на том или ином сайте или сервисе.

Восприятие контента тоже изменилось. Произошла контентная эволюция: текст стал короче, фотоконтент набрал популярность. Все полюбили видео. Появление новых платформ – Instagram, Periscope, Snapchat – отвечает тренду времени и просто приучает нас к новым форматам взаимодействия между собой.

И если форматы контента эволюционируют, то авторы контента прошли через настоящую революцию, не только подстраиваясь под общие тренды, но и задавая новые. Почему стали так популярны паблики в соцсетях? Потому что они использовали контент, созданный людьми. С развитием технологий появилась уникальная возможность – самим создавать интересный и, что немаловажно, качественный контент. Помните программу «Сам себе режиссер»? Она же была дико популярной именно из-за формата – людям нравилось смотреть на то, что делают другие, чувствовать себя «звездой». Именно поэтому user generated content несравнимо более популярен в интернете, чем контент, создаваемый профессиональными командами.

What’s next?

Король вечеринки, которая проходит прямо сейчас – контент, и аудитория будет там, где он наиболее интересен и способен удержать пользователя на платформе. Кроме того, стремление максимизировать комфорт пользователя превращает социальные сети в многофункциональные сервисные платформы. Когда-то предполагалось, что такими универсальными помощниками станут сотовые операторы, но они проиграли эту битву. Все потому, что в соцсетях сочетается два ключевых преимущества: обширная и постоянно растущая база контента и детальное понимание своей аудитории. С развитием интернета и развитием этой многофункциональности социальные сети сами становятся интернетом в интернете. Главное теперь – понять, как навигировать этих пользователей в бесконечных пространствах.

Будущее не за горами: соцсети уже вбирают в себя многое от интернета в целом. И однажды человек зайдет в социальную сеть без необходимости выходить из нее по внешним ссылкам. Будущее станет настоящим.

Источник: sobaka.ru

Комментарии
Комментарии