Последний дом вождя: история мавзолея

Уже много лет не прекращаются споры о том, как поступить с телом Ленина.
Последний дом вождя: история мавзолея

Коммунисты всего мира 22 апреля отмечают день рождения Владимира Ильича Ленина. По старой русской традиции вокруг этой даты начинаются споры о том, как поступить с телом вождя, хранящимся в мавзолее на Красной площади.

Одни считают, что лидера Октябрьской революции следует предать земле, как он и завещал. Другие полагают, что перенос тела Ленина перечеркнет целую эпоху в российской истории. Как бы то ни было, мавзолей остается выдающимся памятником советской архитектуры, несущим глубокие и порой неожиданные смыслы.

Как видно на этом фото, мавзолей не строился как нечто, что должно простоять века. В своем первоначальном виде это довольно скромная усыпальница, охраняемая караулом. Историк архитектуры Владимир Паперный объясняет, что мавзолей задумывался как временное сооружение, в котором рабочие могли проститься с вождем. Позже ему предстояло превратиться чуть ли не в религиозный символ, духовную опору авторитарного большевистского режима и место паломничества советских граждан.

Каменным мавзолей стал в 1930 году, на заре сталинского террора. Его возведение ознаменовало переход к новому строю, в котором единоличная диктатура вождя навсегда перечеркнула власть партии и пролетариата.

Еще в черновом варианте проект мавзолея не был лишен религиозного окраса. Алексей Щусев, ведущий архитектор сталинского стиля, до Октябрьской революции строил православные церкви, но внимательно изучал и восточные объекты религиозного культа. Еще в юности, будучи начинающим зодчим, он объездил Ближний Восток и страны Магриба, где осмотрел немало мусульманских и египетских сооружений. В африканском средиземноморье Щусев увидел и местные захоронения - мастабы. Тогда он не мог представить, что эти древние крипты вдохновят его на один из своих главных шедевров.

В Египте мастабы служили обычными усыпальницами для благородных мужей. Со временем фараоны начали демонстрировать свое величие, еще при жизни возводя все более и более величественные пирамиды.

Без мистической подоплеки не родилась бы и идея бальзамировать тело вождя. Нарком Леонид Краснов в начале 20-х годов писал:

«Наступит момент, когда наука станет так могущественна, что в состоянии будет воссоздать погибший организм. Когда по элементам жизни человека можно будет восстановить физически».

Задолго до него эту идею выдвинул основоположник русского космизма Николай Федоров, учение которого обрело новую жизнь после Октябрьской революции.

Сам же Ленин был последовательным материалистом и не верил в скорое наступления рая на земле. Незадолго до смерти он оставил завещание, в котором попросил похоронить его рядом с матерью на Волковском кладбище Петербурга.

Мавзолей служил не только усыпальницей вождя, но и главной трибуной Страны Советов. С его стен произносились пламенные речи, лидеры СССР принимали здесь парады. Последним, кто использовал мавзолей для приема парада, 9 мая 1996 года стал Борис Ельцин. С тех пор российские политики предпочитают не тревожить дух Ильича.

Для громких политических жестов мавзолей использовали не только официальные лица, но и диссиденты. Первым из них стал уроженец Брянщины Митрофан Никитин. В марте 1934 года он ворвался в мавзолей и несколько раз выстрелил из пистолета, после чего покончил с собой. Он оставил предсмертную записку, в которой объяснил свой поступок нищетой, репрессиями и желанием отомстить коммунистическому режиму:

«Я долго все обдумывал, мучился, переживал. Я, умирая, протестую от имени миллионов трудящихся, довольно рабства, террора. Опомнитесь, что вы делаете? Куда страну завели?»

В мавзолее совершались и теракты. Самый кровавый из них был осуществлен 1 сентября 1973 года. Смертник взорвал себя в тот момент, когда большая группа школьников шла навестить Ленина. Жертвами теракта стали три человека. Личность террориста до сих пор не установлена.

Если о выносе тела Ленина еще можно дискутировать, то снос мавзолея даже не обсуждается. По крайней мере, пока он остается в фонде всемирного наследия ЮНЕСКО.

По данным ВЦИОМ, лишь 17% россиян довольны тем, что Ленин покоится в мавзолее, видя в нем символ государственной мощи. Однако 40% респондентов считают нахождение мертвого тела на главной площади страны противоестественным и аморальным.

Еще 30% полагают, что мавзолей - просто одна из достопримечательностей, которыми богата Москва. При этом сразу 60% граждан России выступили за то, чтобы все-таки предать тело Ильича земле.

У лидера КПРФ Геннадия Зюганова на этот счет особое мнение:

«Ленин захоронен по православным канонам. Я специально обращался по этому поводу к священникам, они подтвердили, что церковных нарушений нет».

Некоторое время компанию Ленину в мавзолее составлял Иосиф Сталин. Тело вождя народов пролежало рядом с лидером Октябрьской революции с 1953 по 1961 годы. Решение о выносе тела из мавзолея принял ЦК КПСС после XXII съезда:

«Нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в мавзолее В.И. Ленина».

Источник: Мир24

Комментарии
Комментарии