Первая женщина с Нобелевской премией по литературе

Как не совсем обычная девочка превратилась в знаменитую писательницу.
Первая женщина с Нобелевской премией по литературе

Детство Сельмы Лагерлеф отличалось от детства обычного ребенка. В три года она лишилась возможности играть со своими сверстниками и погрузилась в настоящий мир сказок и волшебства. Беззаботность сказочного мира позволяла забыть о болезни, приковавшей ее к постели. Между тем время шло — Сельма стала взрослой. Как не совсем обычная девочка превратилась в знаменитую писательницу, вспомнила автор diletant. media Анна Баклага.

В три года Сельму Лагерлеф парализовало

Именно отголоски прошлого указали прославленной шведской писательнице на ее будущую деятельность. Оказавшись в три года парализованной, она то и дело слушала всевозможные истории, которые рассказывали ей бабушка и тетя. Лишенная детских развлечений, прикованная к постели, девочка неустанно рисовала в своей голове образы сказочных героев. Всевозможные рассказы, местные предания и родовые хроники оказали огромное влияние на развитие поэтического таланта Лагерлеф.

Первым произведением Лагерлеф стала «Сага о Йёсте Берлинге»

В 1867 году, когда ей было девять лет, отец отправил Сельму в Стокгольм для лечения в специальной клинике. Через некоторое время произошло то, во что боялись верить — девочка снова приобрела способность двигаться. В 1881 году Лагерлеф поступила в Стокгольме в лицей, а через год — в Высшую учительскую семинарию, которую закончила в 1884 году. В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскроне. А еще через год умер ее отец и за долги продали их любимое родовое имение Морбакка. Это был для нее двойной удар, после которого она пообещала, что когда-нибудь вернет место, где остались все ее детские воспоминания. Но для этого нужны были деньги, и не малые. Пока приходилось смириться, что теперь там поселись чужие люди.

Совмещая преподавательскую деятельность, Сельма Лагерлеф начинает работать над своим первым произведением — «Сага о Йёсте Берлинге». Направление романа задалось патриотическое, державшееся за живые традиции, но в то же время сказочное и полное приключений. Большинство эпизодов романа, построенных как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства. В августе 1890 года она отослала несколько глав еще не оконченного произведения на конкурс в газету «Идун». И получила за них свою первую премию. Через год роман был опубликован полностью. Книга была замечена и получила широкое признание.

*Книга про мальчика и гусей сделала Лагерлеф знаменитой *

В 1895 году писательница решила полностью посвятить себя литературному творчеству. Она ездила в другие города и страны, чтобы набираться там историй.

Вдохновленная воспоминаниями из детства, Сельма Лагерлеф не стала отступать от сказочной манеры повествования. Она публиковала материалы, главным образом основанные на народных легендах: «Невидимые узы», «Королевы из Кунгахэллы», «Предание о старом поместье», «Деньги господина Арне», «Легенды о Христе».

В ее произведениях любовь и доброта всегда побеждают благодаря чудесам и откровениям. В своих романах она не забывала поднимать религиозные и моральные проблемы. Например, в романе «Иерусалим» писательница описала столкновение консервативной крестьянской традиции шведской Далекарлии с религиозным сектантством. С глубокими переживаниями она изобразила, как крестьянские семьи под давлением руководителей секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, чтобы там ожидать конца света.

Однако главным произведением, сделавшим писательницу популярной на весь мир, стало «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Стране нужен был новый учебник по географии для народных школ. И Сельма Лагерлеф согласилась его написать. Делать очередной сборник скучающих фактов было не в ее планах. Поэтому формировать учебник писательница взялась в своей манере. Она хотела совместить поучительное и серьезное с веселым и живым. Другими словами, она мечтала не просто открыть историю и традиции края, но и влюбить в них детей. Писательница скрепила исторические и географические материалы сказочными событиями, которые их сопровождали. Книга не только в игривой форме рассказывала про Швецию, но и разными приемами воспитывала личность ребенка.

Лагерлеф — первая дама, получившая Нобелевскую премию по литературе

Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 году Лагерлеф была избрана почетным доктором Уппсальского университета. А в 1909 году она стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе. Награда описывалась следующим образом: «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». И уже в 1914 году писательница стала членом Шведской академии.

Благодаря премии Сельма Лагерлеф смогла исполнить давнее обещание — выкупить родовое имение. В любимом поместье она провела всю оставшуюся жизнь. Там были написаны: «Дом Лильекурна», «Тролли и люди», «Изгнанник», «Возница» и «Император Португальский». Последним же крупным произведением писательницы стала трилогия о Лёвеншёльлдах. Этот роман отличался от традиционной европейской семейной хроники. За фоновой историей открывались таинственные происшествия, роковые предзнаменования и тяготеющие над людьми проклятия. Несмотря на это, заканчивается роман в традиционном стиле писательницы — добром и справедливостью.

Во времена Второй мировой войны Лагерлеф активно помогала немецким деятелям культуры спасаться от нацистских преследований. За год до своей смерти она содействовала в оформлении шведской визы немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла ее от нацистских лагерей смерти. Ошеломленная началом советско-финского конфликта, писательница пожертвовала свою золотую награду, отдав ее в распоряжение Шведского национального фонда помощи Финляндии. Но правительство выделило необходимые средства из других источников, и медаль возвратили.

Источник: diletant.media

Комментарии
Комментарии