Как начинались легендарные косметические бренды

Порой за красочными этикетками косметических фирм скрываются удивительные истории.
Как начинались легендарные косметические бренды

Maybelline, Max Factor, L’Oréal, Bourjois – эти названия знакомы каждой счастливой обладательнице косметички. Однако не все знают, какие истории порой скрываются за красочными этикетками. Рассказываем, кто такой Максимилиан Факторович и как California Perfume Company сменила имя на Avon.

Max Factor

Максимилиан Абрамович Факторович родился в 1872 году в крошечном польском городке Здуньская-Воля близ западной границы Российской империи. В возрасте 15 лет, успев сменить несколько профессий, юноша отправился покорять столицу России. В Москве он устроился помощником гримера в Большом театре. В 1895 году Факторович открыл свою первую косметическую лавочку в Рязани. В отличие от коллег по цеху, он не только продавал духи и румяна.

Максимилиан много времени проводил, общаясь с клиентами – он объяснял, как с помощью макияжа подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки внешности.

Такой ответственный подход к работе не остался незамеченным – к концу XIX столетия о талантливом визажисте знали даже при императорском дворе. Однако вскоре обстоятельства вынудили Факторовича навсегда покинуть родину. Получив от американской миграционной службы новое имя в подарок, в 1914 году Макс Фактор перебрался в Лос-Анджелес, где открыл собственный магазин театрального грима – самого востребованного товара в Голливуде. Познакомившись с миром кино чуть ближе, визажист сделал интересное открытие. Он понял, что жирная и тяжелая театральная косметика – плохая компания для десятой музы. И предложил киношникам 12 оттенков жидкого тона, который не сковывал мимику актеров и позволял им выглядеть в кадре предельно естественно.

Так Фактор получил доступ к телам знаменитостей – в конце 20-х гг он рисовал лицо Грете Гарбо, Рудольфу Валентино и многим другим. Кстати, еще в 1916 году Макс начал продавать свою «звездную» косметику обычным девушкам. Он быстро понял, что юные американки готовы отдать все деньги мира за возможность стать ближе к голливудским дивам. Продолжая сотрудничать с «фабрикой грёз», в 1935 визажист открыл свою студию макияжа, где каждая девушка могла примерить на себя образ королевы экрана.

Maybelline

Однажды молодой фармацевт Томас Уильямс застал свою сестру Мейбл за странным занятием: девушка смешивала вазелин с угольной пылью. Оказалось, Мейбл собиралась нанести этот коктейль на ресницы, чтобы выразительным взглядом покорить сердце соседского паренька.

Томас оценил находку сестры – смешав ингредиенты в своей лаборатории, он окрестил получившуюся массу «Lash-Brow-Ine» и попробовал запустить продукт в продажу. Но скоро стало понятно, что с таким названием далеко не уедешь. Тогда Уильямс нашел простое и элегантное решение проблемы – он скрестил имя своей сестренки со словом вазелин. Получилось Maybelline.

В 1917 году Томас придумал уложить тушь в компактную упаковку и снабдить её маленькой щеточкой для равномерного нанесения. Теперь любая женщина может позволить себе «первую современную косметику для глаз на каждый день», - гласила реклама. И Уильямс не лукавил – его «Мейбелин» стоила всего 10 центов за штуку.

В 20-е гг компания расширила ассортимент выпускаемой продукции. Словом «Мейбелин» стали называться тени для век, а также карандаш для глаз и бровей.

Подобно Фактору, Уильямс перебрался поближе к Голливуду и развернул масштабную рекламную кампанию с участием звезд экрана. Так фирма обеспечила себе стабильный рост дохода на несколько десятков лет вперед.

Очередной технологический прорыв произошел уже после смерти создателя фирмы. В 1971 году компания Maybelline подтвердила свой статус «главной по глазам» в косметической отрасли. На прилавках магазинов появилась Ultra Lash – первая в мире тушь со спиралевидной щеточкой в карандашном футляре.

Rimmel

Как ни странно, ни Томас Уильямс, ни его сестра не были пионерами по части рецепта туши для ресниц. Пальма первенства в этом вопросе принадлежит Юджину Риммелю – легендарному главе дома Rimmel. Юджин Риммель родился в 1820 году. К этому времени его отец, известный во Франции парфюмер, перебрался через Ламанш и стал управляющим магазина косметики в центре Лондона.

В 1834 году, когда юноше исполнилось 14, отец открыл собственный торговый дом. А десять лет спустя Юджин стал президентом молодой компании. В середине XIX века Rimmel представила на суд общественности несколько инновационных разработок. «Vinaigre de toilette» (туалетный уксус) фактически представлял собой туалетную воду в современном смысле этого слова. Однако, по задумке парфюмера, «уксус» должен был выполнять функцию ароматизированного тоника – очищать и смягчать кожу. Позже мсье Риммель предложил искушенной британской публике жидкость для ополаскивания рта, а флакончики с духами снабдил удобным пульверизатором.

Не забывал Юджин и о декоративной косметике. Именно благодаря ему в наших косметичках появилась ароматизированная помада. Кроме того, он первым стал выпускать тушь для ресниц на основе угля и вазелина. Однако новинка не сразу нашла отклик в сердцах барышень. Дамы активно подводили глаза, однако красить ресницы пока не решались.

Но этот момент не помешал Юджину получить свою порцию славы: по сей день слово rimmel в нескольких языках мира (в том числе во французском) означает «краска для ресниц» или «тушь».

L’Oréal

История бренда L’Oréal началась с краски для волос. Как-то раз молодой химик Эжен Шуэллер застал свою супругу в слезах. Девушка отправилась в парикмахерскую, чтобы немного освежить образ, но вместо шелковистых белокурых локонов получила пучок жженой соломы на голове.

Тогда ученый решил изготовить синтетическую краску, которая придаст волосам его возлюбленной красивый естественный цвет. Протестировав мужнину разработку на собственной шевелюре, мадам Шуэллер пришла в восторг. Пока супруга наслаждалась своим отражением в зеркале, химик продал флакончик краски со звучным, но совершенно бессмысленным названием L`Aureale знакомому парикмахеру. Через некоторое время поступил заказ на новую «партию» продукта. Потом еще один. И еще…

В 1907 году Эжен зарегистрировал компанию «Безопасные краски для волос». Поначалу производство располагалось прямо в квартире Шуэллеров. Но уже два года спустя у предприятия появился первый инвестор.

Бухгалтер Эпернэ, жена которого была в восторге от LAureale, решил вложить свое наследство – 25 тысяч франков – в выгодное дело. В 1909 году производство из двухкомнатной квартиры переместилось в четырехкомнатную, а саму компанию для краткости переименовали в «LOreal» – новое имя представляло собой гибрид из французских слов l'or (золото) и aureole (ореол). К 20-м гг XIX века домашняя лаборатория успела превратиться в небольшой завод со штатом в 100 человек. В 1928 году, купив предприятие по производству мыла «Monsavon», Шуэллер расширил ассортимент своей продукции и вышел на рынок туалетных принадлежностей. Одновременно с продвижением бренда Monsavon компания L`Oreal запустила в 1934 году знаменитый Dop – первый в истории жидкий шампунь (раньше для мытья головы использовали мыльную стружку или обычное мыло). Эффектное, легко запоминающееся название придумал сам Шуэллер.

Последним важным открытием основателя компании стало солнцезащитное молочко Ambre Solaire, которое сегодня выпускается под брендом Garnier. К этому моменту загар (спасибо мадемуазель Шанель) уже стал частью образа успешного человека, а правительство Франции подарило трудящимся оплачиваемые отпуска.

Bourjois

В начале 1860-х гг французский комик Жозеф-Альбер Понсен оставил сцену ради прибыльного занятия: он изготавливал специальные стики для сценического грима, которые поставлял в парижские театры. Примерно в это же время Понсен придумал уникальную технологию изготовления сухих румян. Цветную пудру он смешивал с водой, расфасовывал по формочкам и отправлял в печь для запекания. В отличие от жирного, липкого грима его конкурентов румяна Понсена наносились легко и давали нежный естественный оттенок. В 1868 году Понсен решил вернуться в театр. Он передал бразды правления компании своему партнеру Александру-Наполеону Буржуа, который переименовал фирму в честь себя любимого.

Новый владелец расширил ассортимент производимой продукции – в 1879 году на свет появилась легендарная рисовая пудра JAVA. Тогда же в центре французской столицы на бульваре Сен-Мартен состоялось открытие первого бутика марки. Косметика Bourjois стала доступна всем желающим: на фирменных круглых коробочках вместо надписи «Поставщик Театров» теперь красовалось «Произведено специально для дамской красоты». К концу XIX века компания выпускала не только пудру и румяна: на прилавках магазинов появились мыло, зубная паста, тени, тушь для ресниц. А в 1928 году Bourjois представила свой первый аромат под названием Mon Parfum («Мои духи»).

Mary Kay

Мэри Кей Эш занималась прямыми продажами с 27 лет. Все началось в конце 30-х гг, когда оставшаяся без денег мать-одиночка решила попробовать себя в роли коммивояжера. Первым товаром девушки стали книги по детской психологии. В 1939 году Мэри устроилась в Stanley Home Products, где занималась распространением товаров для дома. Потом была фирма World Gift Company. Однако здесь успехи Мэри не оценили по достоинству – должность коммерческого директора, которая по всем признакам была у неё в кармане, отдали коллеге-мужчине.

На дворе стоял 1963 год. Оскорбленная Мэри Кэй решила, что лучший способ избежать сексизма на работе – работать на себя. Со стартовым капиталом в 5000 долларов (в дело пошли все семейные сбережения) Мэри вместе со своим двадцатилетним сыном основала собственную компанию с оригинальной структурой, ориентированную, во-первых, на прямые продажи, во-вторых – на сотрудниц-женщин. Выкупив у знакомого косметолога рецепт чудодейственного крема на основе дубильных веществ, бизнес-леди запустила собственное косметическое производство. Вскоре на свет появилась голубая сумочка – набор косметики – «Красота от Мэри Кей». «Красоту» у Мэри приобретали девушки-консультанты, которые в свою очередь перепродавали товар потребителю. Никаких посредников и сложной иерархии должностей – консультанты делали свой бизнес, Мэри делала свой.

В 1964 году, чтобы избежать сходства с продукцией Эсте Лаудер, цвет сумочки изменили на розовый. Тогда же впервые состоялся семинар для сотрудниц, ставший впоследствии ежегодным. Мэри разработала систему поощрения своих консультантов – лучшие продажники получали шикарные бонусы в виде драгоценностей, мехов и даже автомобилей.

Бизнес-модель, воплощенная в виде Mary Kay Inc., оказалась настолько удачной, что через 10 лет после основания компании число сотрудниц превысило 20 000 человек. К концу 2000-х гг этот показатель вырос до 2 миллионов. В то же время доходы от оптовых продаж косметики Mary Kay достигли суммы в 2,5 миллиарда долларов.

Avon

Сын фермера Дэвид Макконелл начал работать в продажах еще во время учебы. Предпринимательский талант и трудолюбие сделали свое дело – к 28 годам Дэвид стал владельцем издательской компании, книги которой еще недавно сам же и распространял. В 1886 году, оценив потенциал парфюмерного бизнеса, Дэвид переключился с книг на духи. Поначалу он вкладывал пробники своих ароматов в романы, которые заказывали женщины. Добившись определенного уровня известности у своей целевой аудитории, Макконелл оставил печатную продукцию и целиком посвятил себя косметической отрасли. Вскоре California Perfume Company расширила ассортимент предлагаемой продукции – Макконелл теперь создавал не только духи, но и средства по уходу за телом и волосами.

Первым торговым агентом компании стала Персис Фостер Имс Алби, вдова из Винчестера. По словам самого Макконнелла, ей по праву принадлежит почетный титул «мать California Perfume Company». Именно мисс Алби предложила распространять косметику напрямую через обычных домохозяек, оказав тем самым услугу не только родной фирме, но и всем американским женщинам, нуждавшимся в заработке. К 1914 году обороты компании позволили Макконеллу открыть свой первый международный офис в Монреале. А уже в следующем году в Канаде появился завод California Perfume Company, создающий косметику для местного рынка. Но самое знаковое событие в жизни компании произошло уже после смерти её основателя в 1939 году. Наследник бизнеса Дэвид Макконелл-младший окрестил фирму Avon, в честь родного города Уильяма Шекспира, любимого поэта отца.

Источник: april-knows.ru

Комментарии
Комментарии