Старый пар

История о единственной сохранившейся в России паровой машине Уатта.
Старый пар

1781 году Джеймс Уатт запатентовал паровую машину, которая производила непрерывное вращательное движение вала. Двигатель мощностью десять лошадиных сил давал возможность, при наличии каменного угля и воды, установить и использовать её в любом месте для любой цели.

Владимирская область. Город Вязники.

Здесь в 20-хх годах прошлого века появился небольшой павильон, в котором расположилась действительно единственная в России паровая машина Джеймса Уатта.

Этот ирландец со своим изобретением конца 18 века сыграл большую роль в технологическом рывке машинного производства.

Богатые россияне не отставали и тогда от западных технологий, и вот в середине века 19 эта машинка приехала в Россию к местному купцу и фабриканту Елизарову. Аж за 6674 рубля 50 копеек.

Сумма к тому времени огромная. Но машина вскоре окупилась, трудясь на благо ткацкого производства вязниковского олигарха.

Советская власть подошла иначе к национализированному богатству.

Ставшие нерентабельными фабрики были закрыты, а все станки, в т.ч. и этот агрегат были разобраны и сброшены в металлолом.

Нашлись, правда, в Вязниках, вменяемые люди. На свой страх и риск, два местных умельца утащили со свалки остатки машины и почти всю её собрали на радость потомкам. Так она тут и стоит. Кстати, уже скоро как 100 лет.

К слову, из Ирландского музея не раз приходило предложение продать им за хорошую сумму эту машину, но работники музея её берегут.

Правильно делают — слишком хороший урок истории России несёт её металлическая жизнь.

Паровая машина Уатта

Паровая машина как универсальный двигатель впервые создана английским изобретателем Джеймсом Уаттом (1736-1918) в 1774-1784гг. Она сыграла большую роль в процессе перехода к машинному производству.

Паровая машина — тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии сжатого горячего водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, расширяется и перемещает поршень. Впуск и выпуск пара осуществляется системой парораспределения.

Путь в Россию

Когда в 60-е годы 19 века на вязниковских фабриках началось широкое внедрение ткацких станков, паровых и льнопрядильных машин Елизаровы как впрочем, и другие вязниковские купцы и фабриканты Сеньковы и Демидовы, не остались в стороне от этого процесса. В 1861 году Василий Ефимович Елизаров выписал из Англии «паровую машину мощностью в 10 лошадиных сил, 10 самоткацких станков для тканья полотен в 42 дюйма (1 дюйм = 2,54 см), разматывальную машину в 100 катушек, шпульную машину в 80 веретен, сновальную машину, клеильную машину, а также привод и ремни», необходимые для запуска паровой машины. Согласно смете, все приобретенные механизмы с учетом доставки в Москву и других расходов обошлись Елизарову в 6674 руб.50 коп., сумму для того времени значительную, но затраты вполне оправдали себя: машина и станки, приводимые ею в движение, были установлены на фабрике Елизаровых и способствовали качественному улучшению работы предприятия.

В Советское время

После установления Советской власти собственность Елизаровых была национализирована. Фабрика к этому моменту оказалась нерентабельной, поэтому её решено было закрыть, а устаревшие станки и оборудование, в том числе и паровую машину, сдать в металлолом. Так некоторые части паровой машины оказались на барже, стоявшей на реке Клязьма вблизи пристани, где производился в то время сбор утиля. Однако благодаря вмешательству вязниковского краеведа Куликова А.С. и работников музея паровую машину удалось спасти от уничтожения и сохранить в качестве музейного экспоната. В 1928 году на территории, прилегающей к зданию музея, для уникального экспоната был построен павильон, в котором единственная в России паровая машина находится до сих пор.

Источник: livejournal.com

Комментарии
Комментарии