Женщины-викинги могли становиться воинами?

Действительно ли женщины-викинги могли становиться воинами, как это показано в сериале «Викинги».
Женщины-викинги могли становиться воинами?

Денис Сухино-Хоменко, историк-медиевист, аспирант ГАУГН:

Ответ на Ваш вопрос будет трёхчастным.

1) О сериале. Викингов нужно смотреть, как говорят по-английски, with a grain of salt (что-то вроде с фигой в кармане). History Channel известны тем, что несмотря на название, они в первую голову делают шоу. Об этом даже была серия в Саус Парке (сезон 15, серия 13).

Викинги удивительным образом сочетают несочетаемое. С одной стороны, они очень ответственно подошли к реквизиту скандинавской массовки, локациям (за исключением Каттегата и Уппсалы), строениям, кораблям и некоторым сценам, напрямую взятым из источников. С другой - они легко смешивают персонажей разных эпох, вставляют откровенные анахронизмы (во втором сезоне принцесса мерсийская Квинтрет отказывается есть на пиру мясо и говорит, что оно убивает тебя, только овощи - это явно привет XXI веку, а не VIII), развешивают викингскую клюкву, из англо-саксов и франков сделали вообще не пойми что и заставляют главных героев носить откровенно гоблинский реквизит. Поэтому всё в сериале нужно проверять.

2) Делать однозначные выводы о многих проблемах эпохи викингов очень сложно в силу специфики источников. Они делятся на:

  • современные событиям нескандинавские письменные источники (английские, каролингские, германские, византийские, славянские, арабские и проч.);

  • несовременные событиям скандинавские источники (саги, сборники законов, хроники, жития и т. д.) - все они написаны не раньше XIII в.;

  • археологические памятники и находки.

(разумеется, это упрощённая классификация).

Первые вроде бы описывают более или менее непосредственные события, но при этом могут очень предвзятыми и намеренно или нет искажать картину (либо в силу непонимания происходящего, либо в силу культурной дистанции). Вторые вроде бы лишены этой проблемы, но при этом отстоят от эпохи минимум на 200 лет. Саги, повествующие о IX веке, были записаны только в XIII в. Это означает неизбежные анахронизмы, искажения и т. п. Наконец, третьи, казалось бы, дают информацию напрямую без посредников, но их бывает крайне сложно интерпретировать.

3) Непосредственно вопрос о женщинах-воинах у викингов. Есть аргументы, как за, так и против.

ЗА: В древнескандинавской литературе есть термин skjaldmær, то есть дева щита, щитоносица, встречающийся в сагах. Это уже упоминавшаяся Хервёр из Саги о Хервёр, Брунгильда из Саги о Вёльсунгах, Брунгильда из Саги о Боси и Херрауде, шведская принцесса Торнбъёрг из Саги о Хрольве сыне Гаутрека. Есть также описание воительниц у Саксона Грамматика (XII в.) и Адама Бременского (1070-е) и у Иоанна Скилицы (XI в.) - правда, в последнем случае речь идёт о дружине киевского князя Х в. Святослава. В эпосе существует известный персонаж женщины-воина, валькирия. В сагах встречаются описания, когда женщины выступают с оружием в руках в час нужды. Кроме того, есть археологические находки оружия в женских погребениях: наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), копья (Гердруп, Дания), топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия).

ПРОТИВ: Существуют прямые запреты женщинам выступать в роли мужчин (носить мужскую одежду, стричь коротко волосы и иметь оружие) в исландском сборнике законов Серый Гусь (K 254). Исследователи (в том числе и женщины, например, Дж. Джеш (Judith Jesch) и Дж. Йохенс (Jenny Jochens)) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Так, сведения христианских писателей могут быть очень предвзятыми в силу культурного неприятия скандинавов-язычников, иными словами, когда Адам или Саксон пишут о женщинах-воительницах, это мог быть аргумент против язычества (мол, посмотрите, у них и женщины воюют, вот срам!). Сведения саг же тоже своеобразны. Skjaldmær встречаются в сагах о легендарных временах, и потому уже вызывают сомнения - вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Кроме того, указанные авторы подметили, что в конце такие воительницы либо погибают, либо возвращаются к традиционным социальным женским ролям, что можно интерпретировать как свидетельство атипичности такого поведения.

Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианских германских обществах женщины имели гораздо больше прав, чем после - отсюда, вероятно, и спорадическое выступление их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в больших количествах) были профессиональными воинами на постоянной основе - скорее это исключение из правил. Да и в современном эмансипированном обществе даже при нынешнем вооружении женщины на военной службе встречаются гораздо реже мужчин, и обычно на постах, не предполагающих непосредственного физического контакта с противником (исключение - армия Израиля).

Таким образом, если подытожить, вероятно, если среди викингов и могли встречаться женщины, то явно не так, как это показано в Викингах. В сериале они - дань современным представлениям об эмансипации.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии