Удастся ли авторам Angry Birds повторить успех

Почему создатель хита Angry Birds, игры которого скачали сотни миллионов человек, оказался на грани выживания.
Удастся ли авторам Angry Birds повторить успех

купить билеты

Финская компания Rovio — первая громкая история успеха игровой индустрии в эпоху iPhone и её же первая крупная жертва. За последние пять лет её операционная прибыль упала более чем в пять раз — до 10 млн евро. «Секрет» разобрался, почему создатель хита Angry Birds, игры которого скачали сотни миллионов человек, оказался на грани выживания.

Первая часть Angry Birds вышла на iPhone в конце 2009 года. Тогда рынок современных смартфонов формата «большой мультитач-экран» только разгонялся, приложений и игр было относительно мало — всего около 100 000 (сейчас — более 1,5 млн). Через несколько месяцев игра оказалась на первом месте по числу скачиваний и не уходила из топа ещё много месяцев.

Главная особенность игры — интуитивно понятное управление. Оттянуть пальцем птичку на рогатке и пульнуть ей в зелёных свиней. Ещё одним прикосновением — активировать уникальный навык персонажа (взорваться или ускориться). Всё. Пожилые, младенцы, люди, которые впервые в жизни играют в видеоигру, — все моментально понимают, что нужно делать. Метод ввода — буквальный, а не абстрактный (как на консолях или компьютерах).

Другие популярные игры того времени вроде Plants vs. Zombies или Bejeweled могли легко существовать на старых платформах, а вот Angry Birds использовали тачскрин так, что на смартфоне игра работала лучше, чем где-либо ещё. Angry Birds и другой мегахит того времени Fruit Ninja добавили в язык мобильных видеоигр новое слово — «свайп». Безумно популярный продукт, оригинальные и узнаваемые персонажи — многие шаги, которые компания Rovio совершила, чтобы закрепить успех, следовало ожидать. Выход сиквелов, сторонние проекты с персонажами из оригинальной игры, мягкие игрушки и одежда, газировка, мармелад и чипсы под маркой Angry Birds, планы на открытие парков развлечений а-ля Диснейленд, мультфильмы, наборы LEGO, настольная игра, чехлы для телефонов и т.д.

В 2013 году Rovio зарабатывала 95,2 млн евро на играх и 73,1 млн на сопутствующих товарах. В 2014 году игры принесли уже 110 млн евро, но мерчандайз просел до 41,4 млн. Чистая прибыль упала с 39 млн до 10 млн евро. Всего за семь лет с момента выхода первой части Angry Birds Rovio выпустила 16 игр, прямо или косвенно входящих в эту серию, включая «брендированные» Angry Birds Star Wars, Angry Birds Transformers и Angry Birds Rio. Базовая механика «пуляй птицей из рогатки по свиньям» не менялась. А игры, которые использовали другие механики, не становились настолько же популярными. Например, игра Bad Piggies — это пазл, где игрок должен собрать из определённых элементов тележку, которая могла бы доехать из точки A в точку B, и перевезти туда одну из свиней, которые были врагами в оригинальной серии. Очень качественный пазл, но механически игра была слишком сложной для основной аудитории Angry Birds — детей. Аудитории постарше развлечение показалось, наоборот, слишком детским.

У первой части Angry Birds было две версии: за доллар и бесплатная. В последней было всего несколько уровней — чтобы поиграть в остальные, нужно было скачать полную. В 2009 году в приложениях в App Store не было «встроенных покупок». В 2016 году во встроенном в магазин топе самых прибыльных приложений первое приложение, которое надо покупать, то есть зарабатывающее не на внутренних покупках, — на 96-м месте. Геймплей Angry Birds плохо подходит для условно-бесплатной модели. Например, популярная головоломка Candy Cush Saga использует принципы так называемого «ящика Скиннера»: психологи помогают разработчикам заточить игровые элементы под вытягивание денег из пользователей буквально на молекулярном уровне. Переделка платной модели под условно-бесплатную никогда не будет настолько же успешной, как игра, сделанная под неё с нуля. Во всяком случае никому это пока не удавалось.

При этом использование этих подходов тоже не является гарантией успеха. Rovio с нуля создала условно-бесплатную Angry Birds Go!, и в итоге у них получилась просто слабая гоночная игра, да ещё и не очень умело сделанная с точки зрения монетизации. Баланс между весельем и необходимостью тратить деньги слишком сильно клонился к последнему. От снижения интереса к играм страдают продажи брендированных продуктов. Основная аудитория игры и сопутствующих товаров — дети. Ребёнок, который давно не играл в Angry Birds, не будет просить у родителей купить ему чипсы или газировку с её персонажами.

Результат — с июля 2014 года в компании дважды сменился CEO, почти 400 человек (около 50% всех работников компании) попали под сокращения. Без увольнений обошлось только в отделе, который уже четвёртый год занимался работой над анимационным фильмом «Angry Birds в кино», который увидел свет 12 мая 2016 года. Если что-то и может спасти Rovio, то только он.

У кино возможность влиять на массовое сознание до сих пор выше, чем у самых популярных игр — особенно игр без сюжета в традиционном понимании. Полнометражный фильм — идеальная площадка для превращения птиц, которые отличаются на первый взгляд только цветом, в настоящих героев с мотивацией, историей, чувством юмора. Бюджет «Angry Birds в кино» — 60 млн евро. Ещё 100 млн евро Rovio потратила на маркетинг (эти расходы компания разделила с Sony Pictures, которая занимается дистрибуцией фильма). Лучшие анимационные фильмы зарабатывают в прокате больше миллиарда долларов (как, например, «Холодное сердце» или «Миньоны»). При этом больше половины участников топ-10 самых кассовых анимационных фильмов вышли в последние семь лет.

Если фильм будет успешным, героев узнают и полюбят зрители по всему миру, продажи сопутствующих товаров (например, вышедших совсем недавно наборов LEGO), еды и игр вырастут — благо всё это легко найти в магазинах. Естественно, выйдет продолжение фильма с ещё большим бюджетом, более агрессивным маркетингом. Может, и игры опять начнут серьёзно зарабатывать.

купить билеты

Если фильм провалится, шансов на возрождение у франшизы мало. А делать другие хиты на постоянной основе у компании, очевидно, не получается.

Источник: secretmag.ru

Комментарии
Комментарии