5 необычных налогов и повинностей в Средние века

Налоги и повинности заметно варьировались от региона к региону.
5 необычных налогов и повинностей в Средние века

Средние века во многих вопросах следовало бы представлять как лоскутное одеяло, в котором едва прослеживается единство композиции. Так и с налогами, сборами и повинностями, которые заметно варьировались от региона к региону. Это многообразие, отсутствие привычного нашему современному сознанию единства общественной, государственной организации оставляло место для самых разных, подчас странных решений. Diletant.media и Андрей Позняков собрали пять повинностей и налогов Средневековья, которые теперь кажутся необычными.

Право на ночлег

При наличии денег в развитое и позднее Средневековье можно было откупиться и от ещё одной повинности - от обязанности обеспечить достойный приём своему господину.

Подобные приёмы могли быть особенно обременительными даже для крупных городов, если речь шла о сеньоре с войском. Так что без ограничений не обходилось: где-то это право можно было использовать лишь раз в год, где-то только по возвращении господина в его владения из путешествий. Постепенно эта повинность, как и многие другие, превращалась в установленный денежный сбор, который сеньор и его представители собирали при проезде через тот или иной город, монастырь или двор.

Право на кавалькаду

Ещё одна повинность, связанная с войной, - это право на кавалькаду. Ясно, что могущество сеньора зависело от того, как много у него сил: людей, оружия и, конечно, коней. Там, где действовало право на кавалькаду, кавалерию формировали вассалы и зависимые люди. Этот порядок действовал и в мирное время, правда, подразумевал уже помощь в организации перевозки сеньора, его людей и вещей.

Можно представить, как это осложняло жизнь земледельческих хозяйств. Подобные обязанности считались достаточно обременительными, в ряде случаев, например, после голода или разорительной войны, некоторые земли или города могли освободить от этой повинности. Допускались и варианты откупа - в зависимости от региона и сеньора. Если много денег, можно и на войну не ездить, и лошадей поберечь.

Плата за брак

Многообразие средневековых практик создавало богатую почву для возникновения самых разных мифов о взаимоотношениях сеньоров и вассалов, господ и зависимых людей. К числу таких мифов относят представление о праве первой ночи, то есть о праве сеньора на первые любовные утехи невесты, ставшей женой зависимого человека.

Упоминание подобных порядков встречаются уже в поздних (начиная с XVI века) публицистических и исторических сочинениях, источники эти данные не подтверждают. Более того, известно, что за половую разнузданность в отношениях со своими людьми сеньоров жестоко карали церковные и светские суды.

Зато источники свидетельствуют о наличие другого права сеньора определять личную жизнь своих крестьян - формарьяжа.

За разрешение жениться или выходить замуж за человека другого статуса или подчинённого другому феодалу надо было платить - в противном случае такой брак считался серьёзным нарушением.

Удвоенный оброк

Повинности вассалов и зависимых людей были более или менее строго регламентированы, и, как правило, их нельзя было изменять произвольно. Однако существовало одно важное исключение - порядок, широко распространённый, например, во Франции.

В исключительных случаях сеньор мог потребовать выплаты двойного оброка или сбора со своих людей и земель:

  • если он собирался в заморское путешествие;

  • если ему надо было провести перевооружение, обновить доспехи и конюшню к войне;

  • если его надо было выкупить из плена;

  • если он собирал приданое для выдачи дочки замуж.

Примечательно, что этот список был почти неизменен для разных регионов - право на удвоенный оброк так и называли: подать по четырём случаям (иногда по трём). Этот сбор был запрещён после Великой Французской революции в 1790 году.

Сборы на войну

Война в традиционном обществе занимала и занимает особое место. В средневековой Европе она становилась одним из основных явлений жизни людей. Отсюда, как иногда объясняют, пошло разделение на зависимых людей - тех, кто производит и выращивает, - и на феодалов, которые воюют. Я защищаю - ты меня кормишь.

Сейчас может показаться странным, но военные кампании давали право вводить дополнительные сборы с вассалов и зависимых людей. Особенно широко известны налоги на крестовые походы, которые собирались, подобно церковной десятине. Например, десятина Саладина 1188 года на Третий крестовый поход: под угрозой отлучения от церкви и общества отдать десятую часть всего своего движимого имущества и годового дохода обязали всех горожан, крестьян и клириков, которые с согласия господина не вступили в ряды крестоносцев.

Сборы этих средств, конечно, сопровождались нарушениями, сохранились многочисленные жалобы на злоупотребления, на то, что мы назвали бы сейчас нецелевым расходованием средств - на пиры и блуд вместо священной войны.

О том, насколько серьёзным было недовольство, может свидетельствовать уступка французского короля Филиппа II Августа, который, посовещавшись с баронами, Саладинову десятину отменил.

Источник: diletant.media

Комментарии
Комментарии