Советы копирайтеру: как написать хороший текст

16 полезных советов для копирайтеров — с примерами, — которые помогут написать отличную статью.
Советы копирайтеру: как написать хороший текст

Хороший контент — пища для ума. Он отвечает глубинным потребностям и желаниям людей. Он делает жизнь насыщеннее, помогает решить проблемы, обучает и даже развлекает. Хороший контент подобен магнитному полюсу, который заставляет стрелки внутренних компасов людей указывать на ваш бизнес.

Как же подготовить вау-контент? Выбрали из наших книг 16 полезных советов для копирайтеров — с примерами, — которые помогут написать отличную статью.

1. Задевайте за живое

Самое главное — найти то, что «зацепит» человека. Людей не волнуют мировые проблемы, им важно, что происходит у них дома. Вот и выступите в роли детектива: найдите эти животрепещущие темы.

Никого не беспокоит качество школьного образования, проблемы экологии или политическая нестабильность. Всем это абсолютно «по барабану». А не «по барабану», что свои дети пишут с ошибками и не знают, кто такой Пушкин. Что в соседней речке невозможно ни искупаться, ни половить рыбу.

2. Придерживайтесь темы

У каждого, кто пишет статью, есть тысяча и одна мысль на эту тему. И очень сложно удержаться от соблазна поделиться ими. Всеми и сразу. Полезный навык — умение тормозить себя и не отклоняться от сути повествования.

Маркетолог Райан Бокрос считает: «Контент должен иметь отношение к определенной теме и развивать ее. Нет более верного способа все испортить, чем распыляться на десять запутанных тем, пытаясь охватить их одновременно. Я скорее выберу меньший по объему и более конкретный контент, способный удерживать внимание, чем объемное смысловое месиво, от которого хочется бежать».

3. Не бойтесь цитировать других

В идеале каждая статья должна быть написана экспертом или как минимум человеком, который глубоко погрузился в тему. Такая возможно есть не всегда, особенно если дедлайн наступает на пятки или мало информации. Но положение поправить можно. Найдите экспертов и процитируйте их. Чтобы заполучить ценные комментарии, достаточно 5 минут телефонного разговора, переписки по почте или поиска в блогах.

Посмотрите на большинство газетных и журнальных статей, лонгридов и даже небольших постов в блогах: львиная доля авторов ссылаются на авторитетных экспертов.

4. Обращайтесь к сердцу

Люди выбирают того, кто понравился, того, кто симпатичен, то есть, как в предвыборном слогане, «голосуют сердцем». «Хочу» возникает внутри нас раньше, чем мы успеваем взвесить все за и против. Голова лишь откликается на это «хочу», пытаясь его оправдать. Именно поэтому так важно достучаться до сердца.

Эксперт в области деловой переписки, бизнес-тренер и копирайтер Саша Карепина говорит о том, что у сердца есть определенный код. Существуют фразы, слова, обороты, которые сердце слышит, и те, которые до него не дойдут.

5. Не жалейте слов: делайте подробные описания и фото

Пишите так, как хотелось бы написать для самого себя: освещайте детали, не забывайте о мелочах, сопровождайте фото подписями, пишите подробные инструкции. Главное, чтобы было как можно меньше непонятных мест и недосказанности. Если сегодня нет времени закончить статью как надо — оставьте на потом, но ни в коем случае не пренебрегайте полнотой материала.

Ри Драммонд — городская девушка, которая вышла замуж за ковбоя и переехала на ранчо в Оклахоме. Ее увлечения — фотография и кулинария. Она завела блог, чтобы размещать там свои фотографии, рецепты и истории из новой жизни. То, что начиналось как простое хобби, превратило Драммонд в интернет-сенсацию.

Ведущий гастрономической колонки в Los Angeles Times отзывается об этом блоге следующим образом: «В начале каждой статьи излагается ее суть, затем следует сам обзор, обильно снабженный иллюстрациями, каждую фотографию сопровождает описание. Все это располагает читателей к тому, чтобы сесть поудобнее и неторопливо поедать взглядом всю статью, наслаждаясь каждым „кусочком“».

6. Приглашайте к диалогу

Хороший контент — это не просто информационный блок. Это беседа. Если, читая написанное, читатель почувствует, что вы обращаетесь именно к нему, это победа. Вы добились многого. Если вы хотите установить контакт с людьми, забудьте о формальностях и канцелярите. Ваш язык совершенно не обязан быть вычурным.

Чтобы добиться эффекта живой речи на письме, вначале произнесите вслух то, что вы хотите сказать. Создается ли ощущение, что вы хотите побеседовать с читателем по душам? Да — записывайте.

7. Утоляйте информационный голод читателей

На самом деле место этому совету скорее в начале статьи, ведь речь идет о релевантности контента. Пишите о том, что интересно вашей аудитории, что ее волнует и увлекает. Чтобы уловить предпочтения аудитории, ее необходимо хорошо изучить. Без это никуда. Чем чаще вы сможете оправдывать ожидания определенной группы людей, тем релевантнее вы для них станете. Всегда задавайте себе вопрос: «Это действительно интересно моим читателям?»

«Для меня хороший контент полностью соответствует интересам аудитории», — говорит Кармен Портела. Если ваша целевая аудитория — отцы, необходимо создавать контент, который представляет интерес для большинства отцов».

8. «Упаковывайте» контент красиво

О визуальной части контента сегодня не говорит только ленивый. Оно и правильно: прошло время однообразных «простыней» текста — в тренде визуальная привлекательность и интерактивность. Даже если у вас нет дизайнера или супер-пупер-развитых навыков работы с визуальными редакторами, часто можно обойтись шаблонами, стандартными решениями да и просто качественными фотографиями, коубами, «гифками» и видео.

Для читателя порадовать глаз важно не менее, чем получить пищу для ума. Привлекательный внешний вид притягивает читателей. Важно, что оформление контента — это не только иллюстрации. Использование полужирного начертания и курсива позволит расставить смысловые акценты. Короткие абзацы, подписи к рисункам и стройная структура всего текста облегчат восприятие.

Вот скажите, зацепились ли вы взглядом за главную фотографию этой статьи с милой зверюшкой? Это еще один способ привлекать внимание читателей ;-)

9. Сделайте текст инструментом передачи знаний

Помощь людям в поисках новых способов решения общих для них проблем может привлечь к вам немало постоянных читателей. Зачастую потребность в решении насущных вопросов — причина №1, по которой люди ищут информацию в интернете. Задача копирайтера, журналиста, контент-маркетолога — любого, кто имеет дело с живым текстом, — понять, что тревожит людей. А самое важное, что им можно предложить, чтобы снять беспокойство.

Маркетолог Рошан Хан говорит: «Хороший контент обращается и к уму, и к сердцу читателя. Он воодушевляет и заставляет мыслить, дает информацию и дарит вдохновение. Хороший контент может спровоцировать вас на то, чтобы сделать открытие».

10. Ищите истории успеха

Если вам нужен действительно выдающийся контент, то подыщите примеры, которые абсолютно никак не связаны с вашими товарами, услугами или клиентами. Найдите яркую историю успеха — человека или процветающей компании, которая вдохновит ваших читателей и придаст им сил двигаться в своем направлении.

Если вы будете писать о совершенно различных компаниях и их впечатляющих достижениях, то к вам станут относиться как к журналисту. Это важно по двум причинам: с одной стороны, вам удастся скорее снискать расположение исследуемой компании, если вы будете выступать в роли журналиста, с другой — ваши читатели отнесутся к такой истории с большим доверием.

11. Не торопитесь: первый не значит лучший

Как только появился инфоповод или ошеломительная новость — надо сразу бежать и писать. Знакомо? Но на самом деле попытка сообщить аудитории что-то первыми приводит к потере качества. Кроме того, рано или поздно вы начнете замечать за собой, что стали «выгорать».

Вместо того чтобы гнаться за скоростью в надежде быть первыми, делайте обзоры за неделю. Собирайтесь с коллегами обсуждайте наиболее значимые события прошедшей недели. Такой подход дает время отделить главное от второстепенного. Читатели обязательно придут к вам, потому что будут знать: вы не пишете обо всем подряд, а фокусируетесь на самом важном.

12. Избегайте канцелярита

Это должно стать аксиомой. Никаких сложных зубодробительных формулировок — общайтесь с читателями на нормальном языке, не пытаясь поразить их воображение замысловатыми лингвистическими фортелями. Нора Галь в своей книге «Слово живое и мертвое» очень точно выразилась.

«Берегись канцелярита! Это – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. Много лет назад один из самых образованных и разносторонних людей нашего века, редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил ее точным, убийственным названием. Статья его так и называлась „Канцелярит“ и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо смотреть правде в глаза: канцелярит не сдается, он наступает, ширится».

13. Не бойтесь делиться опытом

Пишите статьи, которые действительно дают полезную информацию. Помогают читателю. Объясняют, как делать то или иное. Раскрывают понятия и принципы. Делятся чем-то нужным и учат чему-то полезному.

Саша Карепина объясняет: «Казалось бы, обучая своих потенциальных клиентов, вы рубите сук, на котором сидите. Ведь если они научатся, то ваши консультации станут им не нужны. Они будут все уметь сами! И потом, отдавать информацию бесплатно попросту жаль. Обучение стоит денег, а тут получается — на тебе на блюдечке все задарма! Именно так мы зачастую думаем и оказываемся неправы!

Успокою всех: по моему опыту, большинству людей делать не хочется. Хорошие, информативные и интересные статьи как раз убеждают в вашем профессионализме, показывают, что вы знаете, о чем говорите».

14. «Одевайте» текст в цифры

Большинство текстов, призванных рассказать о компании, продуктах или сервисах, написаны одинаково: общими словами описан профессионализм, индивидуальный подход и всевозможная крутость. Но это же может оказаться выдумкой. С чего читателю вам верить? Может быть, вы только что это выдумали. Цифры и факты — вот доказательство. И признак качественного контента.

Известный копирайтер Денис Каплунов делится опытом: «Один из сильных аргументов, которые я использую в подобных текстах, — прием „компания в цифрах”. Это нумерованный (или маркированный) список, в котором компания представлена не столько словами, сколько цифрами и точными данными.

Как-то мы делали сайт одного московского риелтора. Риелтор достаточно молод — 33 года, на фотографии выглядит еще моложе. Поэтому необходимо заверить читателей в его профессионализме, иначе могли возникнуть сомнения. И вот что мы написали:

  • Специализация — квартиры на вторичном рынке стоимостью от 4 миллионов рублей.

  • Количество заключенных сделок — 232 (покупка — 83, продажа — 149).

  • Максимальная сумма сделки — $4 320 000.

  • Максимально быстро проданная квартира — за 1 день (причем продана на 300 000 рублей выше желаемой цены).

  • Максимально быстро найденная квартира по четким указаниям покупателя — 2 дня.

  • Общая сумма проведенных сделок — 1 512 960 000 рублей.

  • Стаж — с 2006 года.

Согласитесь, что это говорит о профессиональных качествах гораздо больше (и убедительней), чем набор штампов из общих слов».

15. Употребляйте меньше «лишних» слов

Любопытная закономерность: чем меньше во фразе «необязательных» слов, тем больше в этой фразе энергии. Любую статью стоит проверять на «лишние» слова. Сокращайте текст настолько, насколько это возможно.

Сравните: «Если зубы здоровы, то целоваться приятно!» и «Зубы здоровы — целоваться приятно!» Сравните: «Чистые зубы — это хорошо!» и «Чистые зубы? Хорошо!» Что вам больше нравится?

16. Не пишите текст ради текста

В последнее время популярно «правило чистого листа»: если нет вдохновения, просто начните писать. Лучше пользоваться правилом «мысли по делу» (честно говоря, я его только что придумала, но не суть). Сначала подумать, а потом уже сделать. Вот что на этот счет думает журналист и автор учебных программ по писательскому мастерству Ольга Соломатина.

«Представьте себе, что завтра утром вы встанете в 4:30, быстро соберетесь, прихватите чемодан с вещами, вызовете такси. Вы выйдете на улицу, сядете в машину и скажете водителю: „Я отправляюсь в путешествие. Оно будет захватывающе интересным, но я еще точно не знаю, куда еду“.

Как вам такое начало? Куда должен отвезти таксист пассажира, еще не знающего даже примерный маршрут? Вероятно, и билет путешественник еще не купил. Можно ли доехать из пункта А в пункт Б, если вы не определились, что это за пункт Б? Я себе этого не представляю.

Позволю себе предположить, что достаточно разбираюсь в предмете — хотя бы потому, что двадцатый год пишу и редактирую. И вот мой маршрут: приступая к первой главе, я вначале продумала, о чем буду в ней говорить».

И еще один совет напоследок — совет имени здравого смысла. Не знаете, зачем писать и какую мысль хотите донести до читателя, — не пишите. Все рекомендации по упаковке и «причесыванию» текста бессмысленны, если за буквами не прячется идея. Лучше дождитесь вдохновения.

Источник: Портал МИФа

Комментарии
Комментарии