О монашеской жизни

В монастырь, как это сказано у святых отцов (смотри преподобного Иоанна Лествичника), уходят из 3 побуждений: из любви к Богу, желая достичь Царствия Небесного и ради покаяния.
О монашеской жизни

НИКОЛАЙ (ИМЯ ИЗМЕНЕНО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

монах, принял постриг в одном из монастырей на дальнем востоке России.

Уходя от мирской жизни, человек отрекается от всех привязанностей - как к материальному, так и к чувственному. истинный монах не желает ничего, кроме Бога. Если человек решился поступить в монастырь, то нужно молиться, чтобы Господь явил каким-либо образом Свою Волю относительно этого намерения. Я, конечно, могу и о своём опыте сказать, но у каждого приходящего в монастырь - свой путь. Это – опыт, накопленный тысячелетиями.

Придя в монастырь, человек проходит определённые стадии от трудника до принятия монашества. Главное в самом начале, как мне кажется, иметь решимость, терпение и веру в Бога. Дело в том, что по личному опыту и опыту многих то, с чем соприкасаешься уйдя от мирской жизни и поступив в монастырь, всегда отличается от того, что ты читал в книгах об этом или успел заметить совершая паломничества. Вот тут весьма ценным подспорьем является указание святых отцов на приличествующий пришедшему в монастырь образ мыслей и поведения, а именно: следует запомнить 2 главных слова на все случаи жизни - Простите и Благословите. То есть, необходимо иметь такое смиренное устроение, чтобы во всех спорных, конфликтных, затруднительных моментах взаимоотношений с братией (сестрами) монастыря уступать и признавать своё недостоинство, а также поступать всегда по благословению старших и руководителей, тем самым воплощая в жизнь стремление отречься от мира и в первую очередь - от собственной воли и рассуждения. Это последнее - наиболее сложная задача, с которой столкнулся я. Полезным бывает помнить и почаще приводить на ум пословицу Со своим уставом не лезь в чужой монастырь.

Стадии, которые проходит поступивший в монастырь - трудничество, послушание, монашество. Монашеству может предшествовать иночество. в таком случае, человек ещё не даёт монашеских обетов, но проходит постриг и облачается в иноческую одежду. Но перед тем, как поступать даже на трудничество, нужно испросить благословления у старца – сейчас старцев не так много, но есть. Я, когда обдумывал свое решение, так и сделал, и мне благословление было дано. Монастырь же нужно выбирать также тщательно, как жену. Мне тут повезло, я сразу угадал, но желательно поездить, посмотреть, пожить, чтобы понять, в какой степени тебе близок устав и дух этого братства или сестричества. Некоторые монастыри находятся в центре больших городов, есть уединенные монастыри, там другой образ и течение жизни. Бывают монастыри культурные центры, бывают издательские центры, как в Сретенском монастыре или Даниловском. Жизнь везде очень разная.

На каком-то этапе ты еще можешь вернуться к мирской жизни, и на каком-то – уже нет. Пока ты смотришь, ездишь – можешь понять, что твоя душа не лежит к этому. Но есть определенные стадии, после которых так сделать уже невозможно. Только поступив в монастырь, человек работает трудником, просто выполняет определенные задачи, но живет по расписанию монастыря, посвящая большую часть своего времени работе. Через какое-то время, если он все принимает и удовлетворяет требованиям, которые предъявляет духовный совет монастыря или игумен, то он может остаться в качестве послушника. У него уже появляется другая одежда: подрясник и пояс. Это первый шаг к принятию монашества, и с него уже не сворачивают. Человек уже ступил и уже идет не оглядываясь. После послушничества следующая стадия – уже монашество. Но иногда есть ей предшествующая – иночество. В иночестве человек еще не приносит обетов, но уже над ним совершается постриг, он снова облачается в иную одежду. С послушничества не принято, но иногда уходят. А с иночества и монашества уже развернуться нельзя – это обернется трагедией для вашего духовного пути и духовного развития. Если все-таки снедает желание вернуться в мирской мир, нужно об этом говорить со своим духовным отцом.

В монастырь не принято уходить, имея долги, не вырастив детей до совершеннолетия, иногда духовные старцы не благословляют тех, у кого на попечении пожилые родители. Бог никого не неволит, главное – вовремя распознать.

В моей жизни случилась определенная череда обстоятельств, в том числе, судебного характера. Все это заставило меня отнестись к подобным вопросам с большим вниманием, хотя я достаточно давно и так старался жить духовной жизнью. И некоторые события привели к тому, что я воспринял указание, данное мне, и выбрал именно такой путь. Если вспомнить три причины, которые приводят святые отцы, то, в моем случае, это покаяние. Моя жизнь до 40 лет была в неправильном русле, как мне кажется.

Самое тяжелое для меня – это отсекать свою волю, а в монастыре это необходимо, потому что человек, приходя, дает три обета: целомудрия, нестяжания (то есть добровольной нищеты) и послушания, то есть отсечения собственной воли. Тем самым человек уподобляется Христу – Он жил именно таким образом, и это отсечение собственной воли – наиболее сложный этап для меня. С другой стороны, если все правильно понимать, он же и самый простой. Но будучи, как и все, эгоистом, имея собственное мнение, развиваясь интеллектуально – мне было тяжело потому, что нужно было со всем этим расстаться. Я родился, вырос в Москве и там же получил образование – но у нас в монастыре есть люди из разных мест, кому-то проще, для кого-то это вообще не проблема.

Сложные бытовые условия, трудный режим питания, в монастырях не едят мясо, очень много постных дней, у нас в силу географического положения нет достаточного количества овощей и фруктов. А человек ивык к определенному качеству жизни и яствам, вот это может ему тоже показаться тяжелым. Чревоугодие иногда тоже сложно преодолимо. Неподготовленным вообще тяжело: выстаивать монастырские службы, иметь достаточную концентрацию для молитвы.

В моей жизни за 40 лет период жизни (в монастыре) – это наиболее полное состояние: принятое определенное решение, четкий образ жизни, очень правильный. В монашеской жизни Господь посылает утешения, богослужения, частые причащения, частая возможность исповедаться – в духовном плане это улучшает, по крайней мере, атмосферу, в которой ты существуешь. В миру все это гораздо сложнее и больше вещей и событий, которые уводят тебя в неправильное состояние души.

Например, человеческие отношения, которые наполнены далекими от духовных ценностей явлений: стяжательство, жестокость, ложь, лицемерие, и все это на каждом шагу. И вот ты живешь в этом, действуешь по правилам того или иного сообщества – но если ты пытаешься при этом жить духовно, то это мешает твоим прямым обязанностям.

А в монастыре в центре всего находится духовное самосовершенствование, Господь помогает, это может быть радость от богослужения, праздника, песнопения, помощи, которую ты оказал брату, переступил через себя. Но одно из самых сильных ощущений – это цельность от осознания правильности принятого решения. Ты все понимаешь: что за трудности, почему эти трудности, как они преодолеваются многими поколениями монахов. Человек борется и с собой, и силами противодействующими.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии