Жанна д'Арк: девушка-воин

30 мая 1431 года в Руане была сожжена Жанна д'Арк – посланница бога, национальная героиня и покровительница Франции.
Жанна д'Арк: девушка-воин

. Национальная героиня и покровительница Франции – Орлеанская дева Жанна д'Арк.

1. Барышня-крестьянка

Легендарная Жанна д'Арк появилась на свет 6 января 1412 года в деревушке Домреми – в самой гуще феодальной усобицы. В те времена поселение находилось на северо-восточной границе владений французского короля, соседствуя с графством Шампанским и Лотарингией.

За свою историю деревня нередко оказывалась в центре конфликта между королем и его многочисленными вассалами. Например, еще за несколько десятков лет до рождения Жанны Домреми была разделена на две половины. Жители одной из них считались свободными подданными короля, тогда как жители другой принадлежали сеньорам и несли ряд дополнительных феодальных повинностей. И у историков до сих пор нет единого мнения, кем же была Жанна д'Арк по происхождению – свободной крестьянкой или полузависимой.

В детстве Жанна, вероятно, могла стать свидетельницей междоусобных стычек между партиями арманьяков и бургиньонов, которые претендовали на контроль над невшательской дорогой, проходившей через Домреми и имевшей стратегическое значение. Другими словами, Орлеанская дева выросла в месте, жители которого на собственной шкуре чувствовали накал феодальных войн того времени.

По самой распространенной и наиболее вероятной версии, Жанна родилась в зажиточной крестьянской семье. Однако уже при её жизни стали появляться многочисленные легенды о благородном происхождении.

Наиболее авторитетной и сохранившей сторонников до наших дней считается версия о том, что национальная героиня Франции на самом деле была тайной внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, то есть принцессой. Следы этого предположения разбросаны по древним хроникам, но они противоречивы и их достоверность вызывает сомнение.

2. Посланница бога

Жанна уверяла, что впервые услышала голоса в 13 лет. C ней говорили архангел Михаил, святые Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. Иногда Жанна не только слышала голоса, но и видела своих собеседников.

В общем-то, именно с этих голосов и началась чудесная миссия Орлеанской девы. Однажды они поведали Жанне, что её предназначение – снять осаду Орлеана, разбить врагов и изгнать с французской земли английских захватчиков. Самим богом ей было предначертано стать спасительницей Франции.

Жанна нисколько не сомневалась в истинности своих видений. Когда ей исполнилось 16, она ушла из деревни и взяла путь на ближайший город – Вокулёр. Там она предстала перед капитаном королевского гарнизона Робером де Бодрикуром. Девушка открыто объявила о своей миссии и потребовала сопроводить её к дофину – наследнику французского престола Карлу VII, укрывшемуся в Шиноне. Однако Жанну высмеяли, вероятно, посчитав сумасшедшей.

_«Нимало не смущаясь раздававшимися со всех сторон насмешками и шутками, Жанна говорила, что королевство принадлежит не дофину, но Господу, и что Господь желает, чтобы дофин стал королём и получил королевство из его рук, и что, хотят ли того враги или нет, дофин станет королём, и она сама поведёт его на миропомазание», – пишет историк Режин Перну. _

Осмеянной Жанна удалилась в деревню, но вернулась к Бодрикуру через 9 месяцев. Капитан все-таки поверил деве после того, как она предсказала поражение французов в так называемой «битве селёдок», одном из эпизодов осады Орлеана. Он выделил Жанне небольшое сопровождение, и она отправилась в резиденцию дофина.

Естественно, Карл VII сначала тоже не поверил крестьянке. По легенде, когда Жанна прибыла ко двору, он спрятался в толпе, а на трон посадил другого человека. Но дева узнала дофина, тем самым пройдя свое первое испытание.

После этого всё еще сомневающийся Карл приказал проверить девственность Жанны, потом отправил её на допрос богословов и послал людей в её родную деревню – выяснить подробности прошлого. Всё указывало на чистоту намерений прибывшей, поэтому Карл доверился Жанне и поставил её во главе армии.

На столь необычный и экстремальный шаг оказал влияние тот факт, что отступать французам было уже некуда. Страна находилась в шаге от потери своей независимости, и спасти её могло только чудо. Этим чудом и стала Жанна д'Арк – обычная крестьянка 17 лет от роду, поверившая в свою божественную миссию и воодушевившая французский народ на борьбу с иноземным захватчиком.

После череды блестящих побед, которые французские войска одержали под началом Жанны, и законный наследник престола, и народ окончательно поверили, что её ведёт бог.

3. Орлеанская дева

Она с самого начала знала, что встанет во главе войска, поэтому и ко двору дофина явилась в мужской одежде, пригодной для битвы. Когда Жанну признал будущий король, ей изготовили специальный доспех, а богословы официально разрешили ношение мужской одежды (что вообще-то женщинам было строго запрещено). А потом начались чудеса.

28 апреля 1429 года 17-летняя Жанна д'Арк появилась под стенами Орлеана. На следующий день она во главе 200 воинов проникла в город. Солдаты и жители, до которых уже дошли слухи о спасительнице, встретили Жанну с воодушевлением.

После безуспешных попыток переговоров с англичанами воительница начала решительные действия. 4 мая французские войска под началом Жанны одержали первую победу. А к утру 8 мая осада города была полностью снята.

Чудо случилось: освобождение Орлеана положило начало целой череде военных побед Франции – первых за долгие годы. Жанну д'Арк прозвали «Орлеанской девой».

В начале июня французская армия освободила все замки в долине реки Лаура, ранее занятые англичанами. Разбив английскую армию в Битве при Пате, Жанна окончательно перевернула ход Столетней войны, захватив инициативу в свои руки.

После этой победы Орлеанская дева вместе с Карлом VII выдвинулась в Реймс – на коронацию. Поход был назван бескровным, так как все встречающиеся на пути войска города без боя открывали ворота. Всё вышло ровно так, как Жанна предсказала Карлу во время их первой встречи: «Именем Господа я говорю тебе, что ты истинный наследник Франции и сын короля. И Он послал меня, чтобы привести тебя в Реймс».

Впоследствии воинствующая часть образа Жанны д'Арк будет неоднократно востребована в культуре. Её сравнивали и с греческой богиней войны Афиной, и с героями-мужчинами – Гераклом, Цезарем и Александром Македонским. В ней задолго до всех феминистских движений воплотился образ сильной, деятельной женщины, которая может не меньше, а больше, чем любой мужчина.

4. Спасительница Франции

Нужно понимать, в каком состоянии находилась Франция в момент появления Жанны д'Арк на исторической арене. Столетняя война к тому моменту была почти полностью проиграна, законный наследник изгнан из столицы, а англичане в союзе с бургундцами контролировали значительную часть территории страны.

После поражения в битве при Азенкуре был подписан договор в Труа, согласно которому Карл VII терял все права на престол, а следующим королем после Карла VI Безумного становился король Англии Генрих V, женившийся на французской принцессе Екатерине Валуа. Фактически это означало присоединение Франции к Англии.

Орлеан оставался единственным камнем преткновения на пути Англии к победе. Он мешал англичанам объединить северные территории Франции, которыми они уже овладели, с контролируемыми землями на юге. Потеря города означала неминуемое поражение Карла VII (уже шли разговоры о его бегстве из страны) и уничтожение Франции как самостоятельного государства.

Жанна д'Арк изменила ход истории и в памяти французов осталась как национальная героиня, спасшая страну от англичан, как мученица, отдавшая свою жизнь за родину. Она стала одной из самых известных женщин не только в истории Франции, но и во всей мировой истории. По сей день Жанна д'Арк остается символом Франции.

5. Инквизиция

Однако божественная миссия Жанны д'Арк постоянно натыкалась на противодействие со стороны придворных короля, которые оказывали на него влияние. Карл VII был не уверен в победе и не спешил наступать на Париж, как убеждала его Жанна. Из-за промедления французам пришлось на некоторое время отступить, а Орлеанская дева попала в плен к бургундцам при попытке снять осаду Компьена. Они в свою очередь продали Жанну англичанам.

Снятие осады Орлеана и дальнейшие победы Жанны д'Арк для французов были настоящим чудом. Однако англичане, потерпевшие поражение от обычной крестьянской девушки, считали её подвиги проделками дьявола.

Они называли Жанну ведьмой, поэтому и расправу над ней устроили соответствующую, призвав на помощь инквизицию. Это было самое настоящее политическое судилище, формально обставленное как независимый инквизиционный процесс.

Сначала Жанну хотели обвинить в том, что она ведьма. Её шесть раз допрашивали публично и девять раз в рамках закрытых заседаний. Всего она ответила на несколько сотен вопросов, которые касались всех аспектов её жизни. Но несмотря на усилия судей, не было известно ничего, что вызывало бы подозрения Жанны в колдовстве и связях с дьяволом.

Когда стало понятно, что сделать Жанну ведьмой не получается, инквизиторы сосредоточились на обвинениях в ереси. Они задавали серьезные богословские вопросы о тонкостях христианской веры. Правильно ответить на эти вопросы без соответствующего образования было невозможно. Жанна же не умела читать и писать и не была знакома с богословскими изысканиями.

Вынужденная отвечать, она сделала много ошибок. Например, сказала, что подчиняется напрямую Христу, а не Церкви и папе римскому, хотя и чтит их. Такие воззрения считались ересью, поэтому Жанне вынесли смертный приговор как заблуждающейся в вере. 30 мая 1431 года её сожгли на площади Старого Рынка в Руане.

6. Святая

Естественно, приговор суда, вынесенный под прямым давлением англичан, оспаривался французами. Спустя 20 лет после сожжения Жанны, то есть сразу по окончании Столетней войны, было проведено расследование и реабилитационный процесс, в ходе которых судьи опросили более 100 свидетелей – родных, друзей по оружию, обычных жителей – всех, кто когда-либо общался с Жанной.

Суд постановил, что на основании показаний свидетелей все пункты предъявленных обвинений ложны. Жанна д'Арк была оправдана, и вокруг неё стал складываться миф о святости. Биография Орлеанской девы к этому более чем располагала.

Жанна была девственницей, как Дева Мария, она принесла жертву, как Иисус Христос, у неё были видения, и было признано, что эти видения не от дьявола. Кроме того, она спасла Францию от гибели. Всё это делало Жанну не только героиней, но и потенциальной святой.

Первые попытки канонизировать Жанну появились уже в начале XVII века. К концу того же XVII века во Франции уже звучали прямые призывы от церковных иерархов и влиятельных политиков признать Жанну д'Арк святой. Но официально Католическая церковь канонизировала Орлеанскую деву только в 1920 году. Это процесс шёл на фоне Первой мировой войны, когда для французского общества Жанна д'Арк вновь стала чрезвычайно актуальной. В эти годы французы приняли святую Жанну д'Арк как защитницу и покровительницу страны.

7. Легенда

О Жанне д'Арк написаны тысячи книг, существует огромное количество источников, свидетельствующих о её жизни и подвигах. Но, парадоксальным образом, такое обилие известных фактов не приводит к ясности. Уже при жизни Жанны (весьма короткой – она погибла в 19 лет) её образ стал мифологизироваться. А после сожжения и последующей реабилитации Орлеанская дева окончательно превратилась в легенду.

На протяжении веков существуют различные версии её происхождения, домыслы о том, чем на самом деле являлась ее миссия, легенды о чудесном спасении. Сразу после смерти во Франции стали появляться и лже-Жанны, которым якобы удалось избежать огня.

В последующие века образ Жанны д'Арк всегда присутствовал в сознании французов, а к началу XX века она была не только признана святой, но и окончательно осмыслена как один из главных национальных символов Франции.

При этом легендарные и альтернативные версии жизни Жанны до сих пор остаются популярными во французской культуре, и споры о ней не утихают, что лишний раз свидетельствует о символической силе, которую сохраняет в себе имя этой легендарной героини.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии