История одного шедевра: «Тройной портрет Карла I» ван Дейка

Зачем так много короля на одном полотне.
История одного шедевра: «Тройной портрет Карла I» ван Дейка

Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.

На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни. Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха. За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.

В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.

Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.

Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.

Контекст

О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.

Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.

Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».

В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.

Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.

Судьба художника

Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I. У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом. В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.

Антонис ван Дейк. Автопортрет

Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.

В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.

В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии