Макс Фактор: как косметолог из Рязани стал ведущим стилистом Голливуда

Удивительно, но история первого голливудского визажиста берет свое начало в провинциальном городке тогда еще Российской империи.
Макс Фактор: как косметолог из Рязани стал ведущим стилистом Голливуда

Максимилиан Абрамович Факторович родился в большой, но бедной еврейской семье старшим из 8 детей. Поэтому с малых лет Максу пришлось работать, чтобы помочь родителям прокормить семью.

Семья будущего косметического гения

В семь лет он познакомился с миром театра — его отправили продавать в фойе апельсины и леденцы. Через год Факторович стал помощником аптекаря, а еще через год — учеником косметолога, выполняя мелкие поручения. Когда любознательному пареньку исполнилось четырнадцать лет, он самостоятельно уехал в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера. Навыки, приобретенные в театре, очень помогли Факторовичу в будущем.

Макс Фактор

Отслужив в Российской армии, Факторович поселился в Рязани и открыл собственный магазин, где продавал румяна, кремы, парфюм и парики — причем все товары были его собственного изготовления. Однажды в Рязань приехала на гастроли императорская театральная труппа и через несколько недель о новомодной продукции уже знали при дворе. Вслед за этим последовало приглашение переехать в Санкт-Петербург и занять должность гримера в Оперном театре.

Гример Факторович за работой

Загримированные Максимилианом актеры играли перед Николаем II, который неоднократно хвалил талантливого гримера при всех, и вскоре имя Факторовича стало широко известно среди знати. Несколько лет Макс проработал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах. Однако вскоре в России резко усилились антисемитские настроения. Факторовичу начали поступать анонимные угрозы, а несколько раз неизвестные личности выбивали в его доме стекла и поджигали ворота. С тяжелым сердцем косметолог принял решение уехать из России.

Спустя всего год после эмиграции в США Макс Фактор, сокративший свои имя и фамилию для удобства своих будущих американских клиентов, открыл косметический магазин прямо на Голливудском бульваре, недалеко от «Фабрики грез». Он саморучно занимался изготовлением косметики, парфюма и париков, а в торговле ему помогали верная супруга и уже подросшие сыновья. Место для магазина было выбрано очень удачно. В самые кратчайшие сроки Фактор обзавелся постоянной клиентурой, почти полностью состоящей из ведущих актрис Голливуда.

Магазин Макса Фактора на Голливудском бульваре

Из-за бурного развития кинематографа специалисты по макияжу в тот момент столкнулись с серьезной проблемой. Обычный грим на основе жира уже нельзя было использовать для съемок по новым технологиям, потому что на экране он выглядел омерзительно. Но в один прекрасный день режиссер фильма «Пленительная юность» Сэм Вуд, просматривая только что отснятую сцену, обратил внимание: кожа юной Жозефины Данн, исполнявшей главную роль, выглядела на пленке шелковистой и нежной, в отличие от кожи прочих актрис. «Жозефина, что за макияж наложен на ваше лицо?» — вопросил он актрису. Та немедленно поделилась радостью — косметолог Фактор накануне посоветовал ей приобрести грим, разработанный им специально для съемок в кино.

Первый грим, который позволял актрисам выглядеть в кадре естественно

Талант Макса сразу же оценили известные голливудские актеры Чарли Чаплин, Фатти Арбакль, Бастер Китон: новый макияж дал им полную свободу мимики. Следом за этим он создал новый макияж для кино — в виде крема, который наносился тонким слоем и не высыхал на коже. Все это очень быстро сделало Фактора известным в профессиональных кругах киноиндустрии. Именно тогда он сформулировал свое основное правило: «Грим нельзя считать удачным, если он заметен».

Новый крем, созданный для актеров-комиков

А еще он мечтал делать красивыми не только звезд, но и обычных женщин. В то время пользоваться ярким гримом считалось крайне неприличным, и прощалось это лишь актрисам театра или кино, а также женщинам легкого поведения. Благодаря Максу Фактору косметикой в Америке стали пользоваться и обычные женщины. Все его новинки тут же появлялись в розничной продаже, а покупательницы внимательно следили за тем, как выглядят их любимые кинозвезды. И как только в их макияже появлялось что-либо новое, женщины могли быть уверены, что найдут эту новинку в магазинах Макса Фактора.

Мерл Оберон и Джуди Гарленд рекламируют косметику Max Factor

Макс Фактор первым озвучил мысль о «цветовой гармонии» в макияже, которая заключалась в том, что косметические средства должны сочетаться не только по цвету, но и соответствовать тону кожи, оттенку волос, цвету глаз и комплекции женщины. И именно он ввел в широкий обиход термин «makeup» взамен термина «cosmetics», основанный на значении глагола «to make up» — нарисовать, сделать лицо. А ведь раньше этим термином обозначали грим в театрах с сомнительной репутацией, и он просто не использовался в приличном обществе.

Первая губная помада, разработанная с учетом разных типов внешности

В 20-е годы к бизнесу отца активно подключились его сыновья Дэвис и Фрэнк. Дэвис стал генеральным менеджером компании, а Фрэнк помогал отцу разрабатывать новые косметические продукты и выполнять заказы своих голливудских клиентов, порой очень специфические. Например, в 1925 году компания получила заказ на 2 700 литров грима светло-оливкового цвета для съемок фильма «Бен-Гур». В фильме было много массовых сцен и он снимался в США и в Италии. Такое количество грима было нужно, чтобы у американских актеров и их более смуглых итальянских коллег был одинаковый тон кожи.

Благодаря своим связям с миром кино, Макс использовал многих звезд того времени для рекламы своей продукции. Реклама часто выходила накануне очередного фильма, в котором снялась звезда, и кассовые сборы от этого росли. Самый знаменитый пример работы Фактора-стилиста — преображение молодой актрисы Джин Харлоу. Фактор сделал из нее первую в мире «платиновую» блондинку, а затем разработал отдельную линию макияжа для такого типа внешности. Джин Харлоу стала суперзвездой, и тысячи женщин по всему миру начали копировать ее внешность.

В 1935 году он открыл «Студию макияжа Макса Фактора», где было четыре кабинета разного цвета по числу вариантов «Цветовой Гармонии», предназначенных для подбора правильных оттенков макияжа женщинам разных цветовых типов. Голубой кабинет для блондинок открывала Джин Харлоу; зеленый для рыжеволосых — Джинджер Роджерс. Для брюнеток предназначался розовый кабинет, который открывала Клодет Кольбер, а для брюнеток — персиковый. Его открывала актриса Рошель Хадсон — самая любимая модель Фактора.

Макс Фактор консультирует женщин в выборе косметики

Церемония открытия студии освещалась во всех газетах. Особенное внимание репортеров привлек гигантский «Лист Славы», на котором оставили свои автографы все голливудские звезды того времени и который считается самым полным собранием автографов знаменитостей той поры. Именно в этой студии находился изобретенный Максом Фактором «Калибратор красоты» — аппарат, надеваемый на голову, чтобы измерить параметры лица и то, как они соотносятся со стандартами. После этого можно было с помощью макияжа ликвидировать изъяны.

Калибратор красоты Макса Фактора

Вслед за шумным открытием салона Фактор приступил к работе над самым смелым своим проектом — макияжем для цветного кино. При съемке на новую пленку грим на лице актеров давал очень много бликов, и эту проблему опять пришлось решать компании Макса Фактора. Разработки нового макияжа заняли около двух лет: новый грим выходил в плотной прессованной форме и продавался в круглой коробочке под названием Pan-Cake. Он не ловил отражений, ложился ровно и был доступен в любой цветовой гамме. Впервые его использовали в фильме «Vogues of 1938», а фраза: «Макияж от Макса Фактора» первый раз появилась в титрах фильма. Успех нового продукта был ошеломляющим.

На вершине своего успеха в 1938 году Макс Фактор скончался, и его место занял старший сын Фрэнк. Он поменял имя, стал именовать себя Макс Фактор-младший и продолжил дело отца, украшая голливудских актрис. Среди его клиенток были Грета Гарбо, Клара Боу, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Бриджит Бардо и Элизабет Тейлор, обязанные ему своими чувственными губами, соблазнительными глазами и нежной кожей.

Макс Фактор-младший

Скромный магазинчик своего отца Макс Фактор-младший превратил в настоящую империю красоты, изобретая для женщин все новые и новые чудеса. Кисточка для пудры и губной помады, щеточка для бровей, тюбик с кисточкой для туши, устойчивая помада, лак для ногтей, лак для волос, тональный крем, водостойкий макияж и множество других мелочей, без которых современная женщина не представляет себе утренний туалет, — все это изобретения сына талантливого человека, мечтой которого было сделать счастливыми всех женщин на Земле.

Макс Фактор в окружении счастливых женщин

Источник: ivi.ru

Комментарии
Комментарии