Чужой, хищник и другие пришельцы

Появление кинематографа превратило пришельцев в очень зловредных чудищ.
Чужой, хищник и другие пришельцы

Наверное, тема пришельцев из далекого космоса всегда не давала спать особенно впечатлительным. Но чем дальше продвигалось развитие науки и техники, тем чаще люди стали задаваться вопросами, которые напрямую касались возможности существования других миров. Появление кинематографа только подлило масло в огонь — из рахитичных зеленых человечков пришельцы превратились в клыкастых, зубастых, желеобразных, яйцеголовых, хоботоносных и очень зловредных чудищ. Как менялся образ братьев по разуму? Давайте разберемся.

Образ пришельцев. Начало

Еще в 1902-м году увидел свет легендарный фильм французского режиссера Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Для современного человека его сюжет может показаться полным абсурдом. Но как бы там ни было, эта картина стала первым в истории научно-фантастическим фильмом. Сам фильм примечателен еще одним важным моментом. Впервые зритель увидел в кино инопланетян. Фильм повествует о высадке людей на Луну.

Именно там они наталкиваются на таинственных лунных обитателей. Последние предстают в образе отсталого и агрессивно настроенного по отношению к чужакам народа. Фильм Жоржа Мельеса - не единственный фантастический фильм эпохи немого кино. Их было много. Но большая часть из них имела ряд схожих черт. Человеку того времени было сложно представить себе образ пришельца из далекого космоса. На формирование облика первых инопланетян наложили отпечаток социокультурные принципы того времени. Пришельцев, как правило, изображали в виде существ, внешне очень похожих на людей.

Некоторые особенности их поведения, а также их убеждения напрямую пересекались с теми, которые тогда господствовали в обществе.

В 1924-м году жители Советского Союза тоже получили возможность увидеть инопланетян. Вымышленных, разумеется. И, конечно же, на киноэкране. Фильм «Аэлита» стал первым советским фантастическим фильмом. Но знаменит он не только поэтому. «Аэлита» - первая в истории полнометражная научно-фантастическая картина. Перед зрителем развернулась драма непростых взаимоотношений граждан СССР с марсианами.

При этом сами марсиане внешне вообще не отличались от людей. А еще социально-политические проблемы Марса были как две капли воды похожими на проблемы землян.

По сюжету королева Марса угнетает марсианский рабочий класс. Не без помощи советских товарищей, марсиане устраивают революцию. Заканчивается фильм еще интересней- форменное безумие просто приснилось главному герою картины. Пожалуй, для своего времени такой художественный прием был очень новаторским.

И да простят меня ценители кинематографа, только на самом деле современные фантастические киноленты выглядят немногим «реалистичней» творений сумрачных гениев эпохи немого кино. «Аэлита» была довольно сдержанно встречена советскими кинокритиками. Будучи детищем эпохи НЭПа, фильм не полностью отвечал идеологическим требованиям. Вскоре о нем забыли. А спустя более чем полвека «Аэлиту» по достоинству оценили мировые кинокритики.

Фильм, оказавшийся для своего времени неудавшимся коммерческим экспериментом, стал культурным достоянием мирового кинематографа.

Было бы не совсем верно утверждать, что первая половина XX века была богатой на кинокартины такого плана. Для режиссеров тех далеких времен космическая тематика явно не была золотой жилой. Это и неудивительно. Первая мировая война, Великая депрессия в США, потом Вторая мировая. И все это в промежутке меньше тридцати лет. Для пришельцев из далеких миров в кинематографе места не осталось.

Популяризация темы. «Плохие» инопланетяне

Настоящий переворот в научной фантастике произошел много десятилетий спустя после выхода фильма Жоржа Мельеса. В 1947-м году на территории штата Нью-Мексико произошел известный розуэльский инцидент. Якобы правительству США удалось захватить инопланетный космический корабль. И хотя настоящий «бум» интереса к этому событию произошел лишь в конце 70-х годов, события близ города Розуэлл привели многих режиссеров в боевую готовность к созданию фильмов об инопланетянах.

Не последнюю роль в формировании негативного образа пришельцев сыграло известное произведение Герберта Уэллса «Война миров». Но не только это. Не стоит забывать, что в начале 50-х годов американцы привыкали жить в страхе перед империей зла. Возможно, это и стало причиной того, что на экраны США попало множество фильмов про «плохих» пришельцев-завоевателей. В 50-е годы паранойя советского вторжения была посеяна на тучной американской почве и тут же проросла буйными всходами кинолент с простоватыми названиями: «Захватчики из космоса», «Захватчики с Марса». Или, как вариант, просто – «Захватчики».

Из общего пласта кинокартин про пришельцев тех времен несколько выделяется знаменитый фильм «День, когда Земля остановилась» 1951-го года. Речь в нем идет о дипломатичном пришельце, который пытается навязать Земле волю некоего галактического сообщества. Но избежать кровопролития не удается.

Потерпевшей стороной, ясное дело, оказываются земляне.

В отличие от первых кинокартин про пришельцев, инопланетяне из фильмов 50-х уже не походили внешне на простых граждан. Теперь это были человекоподобные гуманоиды, уже одним своим видов вгонявшие в кататонический ступор неокрепшую психику тогдашнего зрителя. Впрочем, были и оригинальные идеи. Взять хотя бы фильм ужасов 1958-го года «Капля», центральным персонажем которого была агрессивная желеобразная материя, прибывшая из космоса на метеорите.

При скромном бюджете фильм стал культовым. В уже упомянутом выше фильме «Захватчики из космоса» Земля подвергается атаке инопланетных кур-убийц, которые прилетают на огромном космическом корабле в виде курицы. Кроме того, в роли пришельцев нередко выступали всевозможные роботы, гигантские ящерицы, осьминоги и прочие странные существа. Некоторые из них были и вовсе ни на что не похожи. Фильмы про пришельцев 50-х годов представляют собой настоящий «Клондайк» для почитателей разного рода трэша.

Эволюция образа

Осознание необходимости свежих идей пришло не сразу. В начале 60-х годов мир увидели фантастические картины, немногим отличавшиеся от своих не слишком удачных предшественников. Название фильма «Зеленая слизь» 1968-го года почти полностью характеризовало его содержание.

В роли инопланетного агрессора выступало нечто уже совсем абсурдное. В фильме это нечто, соприкасаясь с кровью, превращалось в чудовищ со щупальцами.

Со временем кинематографисты поняли бесперспективность такого подхода. В итоге фильмы про пришельцев 60-х годов содержат в себе уже довольно оригинальные идеи.

Возьмем, к примеру, довольно жуткий фильм 1960-го года - «Деревня проклятых». Сюжет картины таков: небольшая английская деревушка без видимых на то причин погружается в сон, а когда ее жители просыпаются, оказывается, что все женщины поселка беременны. Через некоторое время на свет появляются дети, непохожие на своих ровесников и наделенные сверхспособностями.

И хотя в самом фильме инопланетяне напрямую не фигурируют, в нем явственно ощущается присутствие некоего космического сверхразума. В одноименном ремейке, снятом в 1995-м году, присутствие инопланетян приобрело уже более выразительные формы. Еще одним фильмом, в котором инопланетные захватчики предстали в довольно необычном образе, стала картина «Вторжение похитителей тел» 1978-го года. Снятый по мотивам романа Джека Финнея, фильм быстро приобрел популярность среди поклонников научной фантастики.

Сначала инопланетяне выглядят как таинственные цветы. А уже совсем скоро начинают принимать любую форму, в том числе человеческую. Со временем пришельцы начинают заменять собой людей.

Идея перевоплощения пришельцев в землян нашла свое отражение в еще одной известной работе. Фильм «Нечто» 1982-го года, снятый по мотивам произведения Джона Карпентера, стал настоящим блокбастером. Главные действующие лица – участники антарктической экспедиции, которые находят вмерзшего в лед пришельца.

Когда чудище оттаивает, оно начинает охоту на людей, используя в качестве главного оружия свою способность принимать человеческий облик. Наделение пришельцев такими способностями – беспроигрышный вариант для создателей фантастики. Зеленые человечки, умеющие трансформироваться в «человечков» обычных, вселяют в умы зрителей неподдельный ужас и чувство безыс­ходности.

Но полностью списывать со счетов классические фильмы ужасов про космических монстров оказалось преждевременно. Лучшее подтверждение тому – фильм Ридли Скотта «Чужой», премьера которого состоялась в 1979-м году. Полагаю, нет нужды пересказывать содержание этого культового творения. Замечу лишь, что выход фильма заложил основы целой эпохи в кинематографе и игровой индустрии. В «Чужом» классический образ ужасного монстра из космоса достиг своего апогея.

Лишь спустя восемь лет кинематограф смог предложить зрителю новый фантастический хоррор-боевик, который по своей популярности догнал творение Ридли Скотта. В фильме «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли пришелец из космоса уже не просто глупая тварь, желающая полакомиться человечиной. Перед зрителем предстал весьма оригинальный образ искусного охотника, интеллектуальные способности которого ничуть не уступали человеческим.

Способность инопланетянина из фильма «Хищник» становиться практически невидимым – ошибка людей, ответственных за наложение спецэффектов. Согласно первоначальной задумке, пришелец мог менять цвет, подстраиваясь под окружающую среду, подобно хамелеону. Когда режиссер фильма Джон Мактирнан увидел эту ошибку, он решил сделать способность пришельца становиться незаметным одной из его главных особенностей.

К концу 80-х – началу 90-х годов уже исчерпавшая себя, казалось бы, тема вторжения пришельцев вновь переродилась. На экраны стали выходить фильмы про инопланетян с элементами сатиры и черного юмора. Цель посещения пришельцами нашей планеты, а также их внешний вид уже не имели почти никакого значения.

Многие фильмы были выстроены из череды забавных, смешных или откровенно абсурдных моментов. Взять хотя бы популярный фильм 1986-го года «Зубастики», в котором землянам предстояло столкнуться с маленькими, но от того не менее опасными пушистыми зверьками. Еще один представитель жанра – фильм «Марс атакует» 1997-го года – был чем-то вроде пародии на киноленты о «злобных» марсианах 50-х годов. Пронизанная иронией картина для своего времени не стала культовой. Но, как это часто бывает, была признана кинокритиками много лет спустя.

Когда речь идет о фантастических фильмах с элементами комедии — сразу вспоминаются легендарные «Люди в черном». Но рассматривать столь популярные «хиты», как этот, мы не будем. Они достойны отдельной темы. Кроме того, эти фильмы не содержат в себе какого-то определенного образа инопланетян.

Джордж Лукас (режиссер «Звездных войн») создал целую Вселенную, населенную самыми разными существами. Для того чтобы описать всех этих существ, понадобится талмуд.

Сага «Звездные войны» включает в себя шесть фильмов. Кроме того, во вселенной Star Wars существует огромное количество книг, комиксов, сериалов, мультфильмов и видеоигр. Бытует мнение, что именно выход на экраны в 1977 году бессмертного творения Джорджа Лукаса вдохнул новую жизнь в тему пришельцев из космоса. Ведь именно конец 70-х годов стал временем повального увлечения уфологией.

В 90-е годы технические возможности позволили сделать научную фантастику по-настоящему масштабной. Разумеется, главная роль при этом отводилась компьютерной графике. Еще в 1996-м году вышел фильм «День независимости». Тут уже зритель мог увидеть масштабные баталии, развернувшиеся между армадой инопланетных захватчиков и храбрыми летчиками военной авиации США. Правда, противостоять пришельцам американцы были вынуждены почти в одиночку. Видимо, жители других стран решили, что нападение на Землю инопланетян не стоит их внимания. Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. А платят, как известно, американцы. Снимают, впрочем, тоже они.

Год спустя зрители увидели экранизацию романа Роберта Хайнлайна «Звездный десант». Как и в случае с «Днем независимости», новый фильм содержал в себе множество красочных спецэффектов. Правда, согласно самой книге, в роли инопланетян выступала уже не технологически продвинутая раса пришельцев, а гигантские насекомые.

Как ни странно, даже в 2000-е тема инопланетного вторжения не потеряла для режиссеров своей привлекательности. Более того, как и в случае с зомби или супергероями, она окончательно перешла в категорию мейнстрима. Такие фильмы, как «Морской бой» или «Битва за Лос-Анджелес» – яркое тому подтверждение.

Так почему же все еще снимают фильмы про нападение инопланетных захватчиков? Одна лишь коммерческая выгода движет киностудиями и режиссерами с мировым именем или не только? На этот счет весьма любопытно в свое время высказался известный специалист ракетно-космической отрасли Вернер фон Браун. В 1977-м году перед самой смертью он якобы сказал своему секретарю следующее: «Запомни, пришельцы – это последняя карта. В конце концов, мы начнем размещать в космосе оружие против пришельцев, хотя все это сплошная ложь». Впрочем, автор не склонен придерживаться теорий мирового заговора.

Среди всей научной фантастики самым кассовым фильмом стал «Аватар» Джеймса Кэмерона. По этому показателю «Аватар» уже долгое время удерживает пальму первенства среди произведений мирового кинематографа. Его сборы составили 2 млрд. долларов.

Пришелец — друг человека

Фильмов, в которых инопланетяне предстают в виде «друзей» человечества, гораздо меньше, чем фильмов об инопланетных агрессорах. Это человеческая природа. Все новое вызывает приступ страха. Но многолетняя эксплуатация в кино затертого образа космических захватчиков породила необходимость других сюжетов.

Первой знаменитой кинолентой, в которой пришельцы не были врагами людей, стала картина «Близкие контакты третьей степени» 1977-го года. Режиссер фильма – знаменитый Стивен Спилберг. Влияние фильма на общественное сознание тех лет сложно переоценить. Впервые зритель получил надежду на счастливый исход контакта с внеземной цивилизацией. Это кажется особенно важным, если учесть, что конец 70-х годов был временем повального увлечения уфологией.

В 1982-м году Спилберг снимает еще одну известнейшую картину - «Инопланетянин». Пришелец здесь уже не просто союзник, но еще и «отличный парень» - добродушное и очень милое существо. Эту работу можно с полной уверенностью назвать образцовым семейным фильмом. Как говорится, почувствуйте разницу (с фильмами 50-х годов).

Оба фильма Спилберга отличает еще одна важная особенность. Возможно, именно его работы привели к формированию в обществе устойчивого образа пришельца из космоса. Непропорционально большая голова, маленькое тельце, очень длинные руки. Именно этот образ пришельца представляется нам теперь единственно верным. А ведь жители других планет могут иметь настолько оригинальный внешний вид, что наше воображение такого даже и представить не может.

В 1989-м году выходит фильм Джеймса Кэмерона (ранее снявшего вторую часть «Чужого») «Бездна». И хотя фильм не стал блокбастером, картина получила довольно высокие оценки кинокритиков. Ведь фильм удачно сочетал в себе элементы триллера, боевика, мелодрамы, и, конечно же, научной фантастики. Но примечателен он другим. Пришельцы, обитающие на дне океана, предстали в образе мудрой высокоразвитой цивилизации. В фильме этих существ сильно беспокоила агрессия человека по отношению к себе подобным. В конце пришельцы разрешают конфликт США и СССР, вот-вот готовый перерасти в ядерную войну.

В 2002 году фильм «Чужой» внесли в Национальный реестр фильмов США. Главная причина - высокая художественная ценность работы Ридли Скотта.

Другой, гораздо более известный фильм Джеймса Кэмерона – «Аватар», вообще переворачивает представление об инопланетянах с ног на голову. «Хорошие» обитатели других планет - «плохие» захватчики с Земли. Хотя в целом сюжет фильма не блещет оригинальными поворотами. Во многом он словно списан с литературных романов о покорении Дикого Запада. Разве что действие перенесено на далекую планету.

Помимо фильмов, где образ пришельцев имеет положительные черты, в наше время есть много картин, где он вообще обезличен. Инопланетяне ни добрые, ни злые, они не спасители человечества и не завоеватели, они просто существуют. К числу таких фильмов можно отнести замечательное творение Нила Бломкампа «Район №9».

Вообще, когда фантазия сценаристов повествует о высокоразвитых пришельцах, желающих безвозмездно помочь неразумным жителям Земли, на лице невольно появляется улыбка. История знает немало примеров знакомств более высокоразвитых цивилизаций с культурами менее развитыми. Для последних, как правило, такие контакты всегда имели трагические последствия. Для первых зачастую тоже.

Источник: Научно-популярный портал Naked Science

Комментарии
Комментарии