Как устроен курс по основам исламской культуры в московской школе

Учитель основ исламской культуры о главных сложностях в преподавании этого предмета.
Как устроен курс по основам исламской культуры в московской школе

Сегодня в школах в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) можно встретить шесть разноплановых модулей: по основам православия, ислама, буддизма и иудаизма, основам мировых религиозных культур и светской этике. Чаще родители выбирают для своих детей мировые религии и светскую этику, отдельные религии куда менее популярны, в том числе и ислам. О том, как проходят уроки по основам ислама и в чём их специфика, «Мелу» рассказала Асет Идигова, учительница истории и обществознания, преподаватель ОРКСЭ в московской школе № 2065.

«Когда мы говорим о религии на уроках, мы не отрицаем традиций страны»

У нас в школе «Основы религиозных культур и светской этики» читается уже четыре года, но вообще в России курс ввели более шести лет назад. Однако модуль по исламу до сих пор преподаётся в очень немногих школах Москвы. Например, на встречах учителей ОРКСЭ около года назад, я не встретила больше никого, кто читал бы этот модуль. Конечно, сейчас число таких учителей увеличилось. В последнее время на курсах для ознакомления с этим модулем я встречаю даже учителей, которые по вероисповеданию не мусульмане, но читают лекции по этому предмету. А всё потому, что увеличивается количество детей, которые хотят изучать ислам в школах. Но, повторюсь, ещё год назад на наших встречах я ни разу ни одного такого учителя не встретила.

Сразу стоит подчеркнуть, что мы не проповедуем религию, мы знакомим детей с религией. Это разные вещиИзучаем, когда появилась религия, в каких странах она исповедуется, как развивается у нас в России. Когда мы говорим о конкретной религии на уроках, то ни в коем случае не отрицаем традиций и культуры нашей многонациональной страны. Например, в исламе не отрицается ни одна культура. Каждый ребёнок может на уроке рассказать, какой праздник традиционно проходит в его национальной среде.

В этом году в моём классе исламу обучались 18 человек. Это четвёртый класс, дети 10-11 лет. Чаще всего модули за детей выбирают родители, а детям может, например, быть интересен не только модуль по православию. Хотя в этом году его и выбрали 185 человек (всего в четвёртых классах в этом году у нас обучались 495 человек). До этого набор на наши модули был стабильно низким (7-10 человек), в основном выбирали модуль по светской этике. А вот последние два года есть тенденция к выбору именно православия (на 2016-2017 учебный год его выбрали 249 человек — 43% от общего числа четвероклассников) и ислама (23 человека на этот же период). И это о многом говорит. Курс читается весь год, один час в неделю. Важно, что если даже только один ребёнок во всей школе выбрал буддизм, то учитель будет с ним работать. Все шесть модулей должны быть задействованы.

«Мы не можем ставить сценки из Корана, с этим строго»

Главная разница в уроках по исламской культуре с другими модулями — это некоторые ограничения, с которыми ты сталкиваешься только здесь. Этика, мой второй предмет, — это в первую очередь правила поведения в обществе, дома, в школе. Мы устраиваем много сценок в автобусе, метро. Затем проводим анализ, насколько правильно ребёнок поступил. То есть такого рода моделирование реальности. Не всё, что можно делать на этике, можно делать здесь. Мы не можем ставить сценки из Корана, например. С этим строго.

Сложность в том, что по преподаванию основ мусульманской культуры нет достаточного количества методических разработокХотелось бы иметь и рабочие тетради, и игровые разработки того же уровня, что учебник Андрея Кураева. Есть, конечно, учебники, самостоятельные разработки, но этого недостаточно. Методическое обеспечение пока очень скудное. Два раза в год мы выполняем творческие работы. На таких работах я детей узнаю заново. Дети берут очень много высказываний, афоризмов, сами рисуют. Эти работы мы потом защищаем, ставим сценки из любой жизненной ситуации.

Почему в школах непопулярны основы православия. Кирилл Михайлов подвёл первые итоги преподавания околорелигиозных дисциплин

«Школа — это светское место, здесь есть свои правила»

Если школьница приходит в школу в хиджабе, с ней должен поговорить достаточно авторитетный педагог, которому смогут довериться родители ребёнка — например, тот, кто исповедует такую же религию. Разговаривая с родителями, такой человек должен объяснить, что школа — это светская организация, здесь есть свои правила. Как и во всех других делах, у школы есть свои правила, которыми ребёнок руководствуется, пока живёт здесь. Да и самому ребёнку некомфортно в такой ситуации — сильно отличаться от других. Дети ведь очень эмоционально реагируют на любое проявление отличия, и здесь нужно думать в первую очередь о психологическом состоянии ребёнка.

Мы очень корректно стараемся поступать в этой ситуации. Но поначалу было сложно.

Когда пошла волна детей с ближнего зарубежья и начали приходить дети в платках, возникла напряжённая ситуацияБыла отрицательная реакция со стороны родителей: почему в нашем классе есть такой ребёнок? И наш директор Наталия Файдюк начала постепенно с родителями таких детей общаться, убеждать, что школа — это светское место, где не должно быть никаких религиозных атрибутов и отличий. Такие разговоры не пятиминутные, конечно, это долгий процесс убеждений и общения. Но мы никогда в жизни не давили на ребёнка, беседа была только с родителями.

«Мы не ставим оценки, у нас нет контрольных работ»

Год от года я убеждаюсь, что такие курсы необходимы как воздух. На таких модулях дети меняются, раскрепощаются. В отличие от обычных школьных занятий, у нас нет гонки за знанием, есть гонка за пониманием. Мы не ставим оценки, у нас нет контрольных работ, только творческий процесс в течение всего года — своего рода исследовательские работы, связанные с историей семьи, например. Детям очень интересно, они задают любопытные вопросы.

Был вопрос: почему нельзя есть свинину? Есть разные гипотезы по этому поводу — научные и религиозные. Детям обычно говоришь про научные. Например, в связи с тем, что в арабских странах во время военных действий была сложная санитарная обстановка, мясо быстро портилось, становилось несъедобным, опасным для здоровья. Потом этот запрет вошёл в культуру. А на светской этике задали такой вопрос: почему нужны детские дома и дома престарелых? Вот с ним было сложнее, конечно. Не всегда есть ответы на такие вопросы. Часто попадаешь впросак, так как начинаешь отвечать про то, что там ухаживают за одинокими стариками, а тебе новый вопрос: но есть же и те, у кого дети и внуки, они-то почему там? И вот уже и не знаешь, что отвечать. В учебнике таких ответов не написано.

Источник: mel.fm

Комментарии
Комментарии