Чарльз Роллс

Чарльза Роллса никогда не интересовала охота, его тянуло к двигателям.
Чарльз Роллс

Молодого человека всегда тянуло к двигателям, за что он был прозван «грязный Роллс».

Технарь из высшего общества

Чарльз Стюарт Роллс был нетипичным представителем аристократической фамилии. В том смысле, что у сына барона должны были быть другие увлечения.

Например, охота, лошади, гончие собаки... На худой конец рыбалка. Но нет. Этого энергичного парня тянуло к технике.

Как и подобает человеку его ранга, он пошел учиться в Итонский колледж, где его прозвали «Грязным Роллсом» (Dirty Rolls) за страсть к автомобильным двигателям. Понятно, что в его кругу было немного молодых людей, готовых копаться в покрытых маслом железяках. Поэтому на него, очевидно, смотрели, как на немножко «тютю». Хотя, знаете ли, прогресс такое дело. Может, наоборот, родовитая молодежь завидовала ему черной завистью, страшно переживая, что воспитание и традиции не позволяют им быть таким, как он.

Затем Роллс поступил в Кембридж на отделение механических и прикладных наук. Не думаю, что его родители были в восторге от этого решения. Ведь юноши из благородных семейств обычно изучали античную поэзию или историю. Но молодой Чарльз не хотел заучивать наизусть пассажи из Гомера и Цицерона, потому что больше всего на свете его интересовало, как устроен...

АВ-ТО-МО-БИ-И-ИЛЬ!

Первым автомобилем Роллса стал приобретенный во Франции в 1896 году Peugeot Phaeton, под капотом которого помещалось аж 3.75 лошадиных сил (Ma foi, c’est inimaginable!) Сокурсники Чарльза были, безусловно, в шоке, потому что в Кембридже такого еще не видели.

Когда наступили каникулы, он отправился на этой машине домой в Монмут, одолев дорогу за рекордные два дня (C’est tout à fait étonnant!) Там он, должно быть, тоже стал сенсацией: говорят, что во всем Уэльсе на тот момент было всего два автомобиля.

В 1900 Роллс сел за руль Panhard (12 лошадиных сил) и выиграл на нем престижные гонки Thousand Mile Trial, сделавшись в одночасье самым знаменитым «водилой» Англии.

Также он участвовал в многочисленных европейских пробегах на большие дистанции. Кроме того, молодой гонщик был членом Self Propelled Traffic Association, в рамках которой он активно выступал за отмену скоростных ограничений.

Историческая справка

В 19 веке британская промышленность не имела себе равных. По крайней мере до поры до времени. Станки, оборудование, паровозы, пароходы — все было на высшем уровне. А вот с автомобилями как-то не заладилось. Отчасти это было связано с «Законом о красном флаге» (The Locomotive Act или Red Flag Act) 1865 года, который ограничивал скорость самодвижущихся экипажей до 4 миль в час (6,4 км/ч), а в черте города — до 2 миль в час (3,2 км/ч).

Если же речь шла о дорожном локомотиве с вагонами, то впереди такой монстры должен был еще идти человек с красным флагом, как-бы предупреждая граждан о приближении огнедышащего чудовища. За нарушение налагался солидный штраф в 10L??? К радости любителей быстрой езды, в 1896 году скоростной режим повысили до 14 миль в час (23 км/ч). Не последнюю роль в этом сыграл Чарльз Роллс.

В 1898 году Роллс закончил обучение в Кембридже и задумался о карьере. Проработав пару лет в London and North East Railway, он, в партнерстве с Клодом Джонсоном, создал собственную компанию по продаже авто CJ Rolls and Co. Это был первый автодилер в Великобритании. Поначалу они закупали французские и бельгийские машины, так как английского производства на тот момент фактически не существовало. Но вскоре все изменилось.

А теперь опустимся на много ступенек вниз по социальной лестнице. Генри Ройс был настоящим человеком из народа. Его отец держал мельницу в Питерборо, однако мучной бизнес не пошел, семья разорилась и перебралась в Лондон. Когда папенька умер, мальчику, которому было всего девять, пришлось начать трудовую жизнь. Он продавал на улицах газеты и разносил телеграммы, а в 1878 году вернулся Питерборо, где устроился на обучение в компанию Great Northern Railway: деньгами помогла тетя.

Средств надолго не хватило, но технический опыт парень, видно, получил неплохой, потому что три года спустя он снова приехал в столицу и начал работать в электрической фирме Electric Light and Power Company, став в итоге главным инженером. А уже в 1884 году он начал в Манчестере свое дело (электрика), которое разрослось до солидных размеров.

Генри Ройс

Однако была у Ройса страсть: АВ-ТО-МО-БИ-И-ЛЬ. В 1901 году он приобрел малютку De Dion, а через пару лет еще и двухцилиндровый Decauville. Но качество этих аппаратов его категорически не устраивало.

Все вы, наверное, помните сценки их немых фильмов, где человек едет на машине, которая постоянно останавливается и начинает дымить. Думаю, это не преувеличение. Автомобили тех времен работали очень нестабильно, двигались рывками и СТРАШНО тарахтели.

Рассказывают, что, намучившись, Ройс разобрал своих «малышек» до винтика и собрал заново, но в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть автомобиль. В результате получилась очень симпатичная машина со стабильным ходом и сравнительно малошумной работой двигателя. Так он потихоньку начал производить свои авто, слава о которых быстро дошла до Лондона.

Rolls-Royce

Чарльз Роллс сразу заинтересовался деятельностью инженера из Манчестера. Он связался с ним, мол, здравствуйте, Генри, я — сын барона Ллангаттока, приезжайте, потолкуем о современных технологиях. На что Ройс ему ответил, что, вы хоть и баронский сын, а у меня тут по горло дел, так что, если вам надо, сами и приезжайте. Конечно, слова Генри использовал совершенно другие, но смысл был именно такой. И, вы представляете, аристократ купил билет на поезд и поехал к работяге. Вот уж действительно социальная революция!

Эти славные ребята встретились в манчестерском Midland Hotel и очень продуктивно пообщались. Очевидно, именно там они договорились о том, что Роллс будет продавать машины Ройса под маркой Rolls-Royce. В итоге Чарльз взял один из автомобилей Генри на обкатку и отправился на нем обратно в Лондон. Приехав среди ночи, он тут же пришел к Джонсону. «Клод, я нашел лучшего автомеханика на свете. Одевайся. Мы едем кататься!»

Историческая справка

В конце 1904 года на рынке стали появляться первые Rolls-Royce с характерным знаком на радиаторе. А в 1906-м была создана компания Rolls-Royce Ltd. Роли распределились следующим образом: Генри Ройс отвечал за техническую сторону дела, Клод Джонсон выполнял административные функции, а Чарльз Роллс занимался продажами и пиаром.

Курьез

Имя Клода Джонсона не очень известно широкой публике. Но тем не менее он был очень эффективным управляющим директором компании. Некоторые даже шутят, что в сочетании Rolls-Royce Джонсон располагается между двумя именами в виде тире.

В 1906 году Чарльз Роллс выиграл на автомобиле своей компании гонку Tourist Trophy Race несмотря на серьезную конкуренцию. Его машина неслась с безумной скоростью — 39 миль в час. Это была очень серьезная заявка.

А некоторое время спустя (в 1906, по некоторым данным в 1907) предприятие изготовило «чудо из чудес» — шестицилиндровую модель с серебристым кузовом The Silver Ghost. Говорят, она двигалась так плавно, что на нее можно было поставить наполненный водой стакан — не проливалось ни капли. Биограф компании Макс Пембертон написали следующее: «Ее длина, ее форма, низкошумность двигателя... автомобильный мир еще не видел ничего подобного».

Первым делом — самолеты

Однако Чарльзу Роллсу в конце концов наскучило колесить по земным дорогам и его потянуло в небо. Вернее, в небо его тянуло уже давно. Еще в начале века он начал активно осваивать воздушные шары. А достижение братьев Райт привела его в такой восторг, что в 1903 году он стал одним из основателей Royal Aero Club. Примечательно, что Роллс был вторым человеком в Великобритании, получившим лицензию на полеты.

Историческая справка

17 декабря 1903 года американец Орвилл Райт совершил первый в истории полет на управляемой машине, которую он разработал вместе со своим братом Уилбуром. Аппарат пролетел 30 с небольшим метров на высоте 6 метров. В течение того дня братья поднимали самолет в воздух еще три раза. Заключительная попытка оказалась самой успешной: 279 метров на максимальной высоте около 14 метров.

В 1909 году Чарльз приобрел райтовский биплан, на котором совершил около 200 полетов. Чтобы освободить себе время для своего увлечения, он оставил работу в Rolls-Royce, оформившись в качестве «неисполнительного директора» компании.

А 2 июня 1910 года Роллс стал настоящей мировой знаменитостью, осуществив беспрецедентный «аэровояж» до Франции и обратно! Путешествие длилось 95 минут.

Современным людям трудно представить себе грандиозность этого свершения. Лично я, например, панически боюсь летать на «Яках». Когда ты находишься на борту этого самолета, тебя ни на секунду не оставляет ощущение, что он вот-вот упадет: машина ходит ходуном, все вокруг скрепит, а двигатели «орут» так, как, наверное, кричали японские камикадзе, идя на свой последний штурм. А что такое библанчик начала 20 века?

Ведь по сути, это две деревяшки, скрепленные парой железок и проволокой. Я, конечно, немного утрирую, но лишь немного. А теперь вообразите, что отчаянная башка Чарльз поднялся на этом чудо-устройстве в воздух, пересек Ла-Манш, вернулся обратно и благополучно приземлился. Уф-ф, прямо мурашки по телу... Поэтому неудивительно, что за этот подвиг Роллсу воздвигли два памятника: в Монмуте и Дувре.

Однако шаткая техника все же подкачала. 12 июля 1910 года во время авиационной выставки в предместьях английского города Борнмута (Bournemouth) у поднявшегося в воздух самолета отвалился хвост. Машина рухнула на землю. Летчик скончался на месте. Чарльзу Роллсу было 32 года.

Источник: www.livejournal.com

Комментарии
Комментарии