История одного шедевра: «Весна» Боттичелли

«Весна» была заказана для внушения одному из Медичи идей гуманизма.
История одного шедевра: «Весна» Боттичелли

Если вы думаете, что главная героиня картины «Весна» — богиня Флора, то вы жесточайше ошибаетесь. Главные герои здесь — идеи неоплатонизма. А та самая Весна — даже не в центре композиции. Как так получилось и что это за хитрый ход Боттичелли, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет

«Весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. Вариаций на тему, что хотел сказать автор, не счесть: от мифологических и религиозных до музыкальных и алхимических.

На одном полотне Боттичелли соединил сюжетные линии, взятые у Овидия и Лукреция. Первый в своих стихах о древнеримском праздничном календаре рассказывает историю Флоры — богини весны: когда-то она была нимфой Хлоридой, но влюбился в нее бог ветра Зефир и принудил к замужеству, а в искупление своих страстей превратил ее в богиню и подарил прекрасный сад, который и изобразил флорентийский гений.

У Лукреция же Боттичелли заимствовал композицию в целом:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Читать полотно нужно справа налево: Зефир, Хлорида и Флора символизируют март (считается, что весна начинается с первого дуновения Зефира); Венера с Амуром и грациями — апрель; Меркурий (чью мать зовут Майя) — май.

Каждый из образов несет в себе мифологическую символику: зарождение любви и жизни — Флора; девичья дружба — Грации; забота и опека — Венера; философское раздумье — Меркурий. Но собранные Боттичелли в одном саду (где, кстати, ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам) они транслируют и другие месседжы.

В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников, идеи которых активно поддерживал. Любовь, согласно их представлениям, — это путь от земной природы чувства к божественной. В ней есть и радость, полнота жизни, и печаль знания, страдание. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.

Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, — мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания.

Христианская тема проявляется в том, что Венера напоминает Мадонну, рука которой словно благославляет всех. Правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному раю: вхождение в мир, путешествие по саду и исход на небеса.

Контекст

«Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который собрался жениться на Семирамиде Аппиани. Предполагалось, что полотно будет висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Это был не просто подарок, но наставление, призыв к гуманности как высшей добродетели.

Кстати, по одной из версий Боттичелли изобразил своих современников: Меркурий — Лоренцо ди Пьерфранческо, средняя Хариты, смотрящая на него — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Медичи, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Не исключено, что в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.

Полотно было написано вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом.

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, пока в 1537-м ее не перевезли в Кастелло. Медичи владели полотном вплоть до угасания рода в 1743-м. В 1815 году шедевр попал в запасники Уффици, но тогда специалисты оценили его как проходной и не обратили особого внимания. Лишь век спустя к картине пришли известность и слава. Сейчас — это один из главных шедевров Уффици.

Судьба художника

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут человека, которого мы привыкли величать просто Боттичелли. Кстати, мы даже не подозреваем, как обижаем флорентийского мастера. Ведь «боттичелли» — бочонок — это прозвище, которое перешло к художнику от старшего брата толстячка Джованни.

Его как художника заметили сразу. Казалось, что он не пишет, а поет. Музыкальность каждого полотна, особый ритм и плавность — мимо такого не пройдешь. А если учесть масштаб полотен, то как белый день ясно, что пропустить Боттичелли, если вы находитесь с его картинками в одном помещении, просто нет шанса.

Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.

На беду в начале XVI века во Флоренцию приехал Леонардо да Винчи. Тусовка аристократов-гедонистов почувствовала вкус свежей крови и совершенно забыла о Боттичелли. Стареющий гений из последних сил пытался образумить молодых художников. Тщетно призывал он отбросить все, что, по его словам, пришло в живопись от дьявола, то есть от Да Винчи, и направило ее по пути научного познания.

Оказавшись не у дел, Боттичелли к концу жизни обнищал настолько, что ему грозила голодная смерть. Худо-бедно художник дотянул до 65 лет и весной 1510 года почил с миром.

Источник: diletant.media

Комментарии
Комментарии