Высокая мода: дизайнеры в поисках идеальной стюардессы

История авиационной моды помнит трансформации униформы стюардесс от белых халатов до стильных и женственных, а порой даже несколько вульгарных костюмов конца ХХ века.
Высокая мода: дизайнеры в поисках идеальной стюардессы

С самого начала развития транспортной индустрии путешествия по воздуху были привилегией обеспеченного класса, так что комфорт и роскошь всегда шли рука об руку с авиаперевозками. Отслужившие свой срок бомбардировщики Первой мировой войны в 1920-х годах начали активно реконструировать и эксплуатировать в коммерческих целях. Главной задачей того времени было привлечение богатой клиентуры, поэтому авиаперевозчики роскошно обставляли интерьеры самолетов, предлагали пассажирам меню из изысканных блюд и вин, подаваемых в хрупком фарфоре и хрустале.

Модели демонстрируют новую униформу стюардесс British Airways образца 1977 года

Сейчас трудно представить, но до 1928 года обслуживающего персонала на воздушных суднах не существовало. Только в конце 20-х в составе экипажа немецкой авиакомпании Lufthansa появился первый стюард. Предполагалось, что в сознании пассажиров мужчина олицетворяет собой силу, доверие и помощь. Правда вскоре к владельцам авиакомпаний пришло понимание, что бортпроводник – не только «официант» (хотя в обязанности обслуживающего персонала в те времена входила также и чистка обуви, ловля насекомых и прочее), но и лицо компании, человек, который от имени всего экипажа приветствует пассажиров, общается с ними. Так, в 1930 году на борт самолета в качестве бортпроводника впервые ступила женщина.

Стюардесса 1940-х

В то время роль стюардессы ограничивалась оказанием медицинской помощи. История помнит отважную Эллен Чёрч, медсестру, которая пришла в корпорацию Boeing (США) с намерением занять место пилота. Однако вместо этого ей поступило предложение о зачислении на борт воздушного корабля в качестве медицинской сестры. Эта задумка оказалась настолько захватывающей, что уже через несколько лет на борту самолетов каждой авиалинии появились стюардессы. Тогда же им была придумана форма, состоящая из длинных юбок и двубортных курток. Как вспоминала одна из сотрудниц корпорации Quantas (Австралия), тогда костюмы были совершенно неудобными – с огромным количеством бронзовых пуговиц и других металлических элементов, которые сильно отяжеляли форму, а кроме того, их приходилось чистить до блеска. Одежда скорее походила на форму морских офицеров, в ней не было и намека на женственность.

К концу 40-х годов стал повышаться уровень обслуживания пассажиров, поэтому внешний вид бортпроводниц несколько изменился, кроме того стюардесс стали обучать правильному макияжу, парикмахерскому делу и этикету. Постепенно военный стиль стал отступать, а все внимание теперь сосредоточивается на сексуальности и том самом женском начале, которое так тщательно скрывали грубые ткани и мужские фасоны. Обувь на низком ходу сменилась туфлями на высоких каблуках, неуклюжие головные уборы превращаются в аккуратные пилотки, тяжелые куртки уступили место жакетам без воротника в стиле Пьера Кардена.

Стюардессы Southwest Airlines (1972)

Новый дизайнерский облик стюардесс вскоре закрепил за собой представление о них как о «секс-бомбах». Наиболее «кокетливым» периодом авиационной моды стали 1970-е годы, когда в гардеробе бортпроводниц появились платья-пальто, мини-шорты, высокие сапоги и шляпки-коробочки. Изменения происходили и в области цветометрии. Дизайнер Эмилио Пуччи во второй половине 60-ых представил униформу цвета фуксии, быстро получившую признание у королев неба. А форма кораллового оттенка стала одним из самых неординарных образов конца декады.

Эту тенденцию отлично иллюстрирует случай, когда маэстро Валентино поступил заказ на изготовление «игривой» униформы для бортпроводниц, с целью улучшить сложное финансовое положение авиакомпании Southwest Airlines (США). Ошеломляющие скидки и навязчивые рекламные кампании значительно уступали в эффективности стройным ножкам стюардесс, облаченным в короткие шорты в тандеме с высокими белыми сапогами.

Одним из первых дизайнеров, кто начал сотрудничество с авиалиниями, стал легендарный дизайнер Олег Кассини, который 1950-х годах разработал фирменную одежду для американской компании TWA. В начале следующего десятилетия Пьер Бальмэн разработал униформу для Singapore Airlines (неудивительно, что фигура стюардессы Singapor Airlines вскоре стала культовой, особенно после того, как была увековечена в восковом Музее Мадам Тюссо, олицетворяя идеальную сингапурскую девушку). В 1970-х с той же TWA работал Валентино Гаравани, предложивший эффектный брючный костюм, а Модный дом Pucci одел стюардесс американской компании Braniff в форму весьма психоделических расцветок. Сегодня служащие британской компании British Airways с гордостью носят форму, разработанную Джулиэном МакДональдом из Givenchy.

Мода на привлечение известных кутюрье к разработке униформы стюардесс по касательной зацепила и российские авиалинии. В 90-х годах за образ наших бортпроводниц «Аэрофлота» за рубежом отвечал Валентин Юдашкин: с 1993 года в кутюрную форму было переодето французское представительство авиакомпании, с 1997 года - все остальные. Униформа от Юдашкина не раз подвергалась критике за свою «скучность». Зато сейчас экипаж «Аэрофлота» носит униформу, предложенную питерскими дизайнерами Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым из дизайнерского бюро «Буннакова и Хохлов». И скучной ее уже никак не назовешь. Созданная ими форма цвета «красный мандарин» была введена в 2010 году. Существует и более сдержанный вариант для мужской половины экипажа, выполненный в классическом темно-синем цвете, а также два комплекта женской формы: темно-синий для холодного времени года и красный для летнего периода. В выборе цвета для аксессуаров дизайнеры остановились на золотистом оттенке. Цена одного такого комплекта, куда входит 20 наименований, составляет примерно 1500 долларов.

Форма для стюардесс некоторых арабских авиалиний (Etihad и Emirates Airlines) была разработана итальянским дизайнером Этторе Билотта (Ettore Bilotta). Строгое цветовое решение дизайна униформы (основной серый цвет костюма разбавлен молочным оттенком платка) спорит с ярким макияжем стюардесс Emirates Airlines, которые могут даже получить выговор от руководства за отсутствие на губах красной помады. Их конкурент Etihad напротив выступает за естественность и свежесть лица.

Для стюардесс Singapore Airlines в 1968 году Пьер Бальмен разработал пестрые саронги

Костюмы бортпроводников французских авиалиний Air France представляют собой полет фантазии модельера Кристиана Лакруа (Christian Lacroix). Дизайнер уделял особое внимание мелочам, именно поэтому униформа выполнена в классической темно-синей гамме, а манжеты украшены белыми полосками, талия опоясана широкой красной лентой. В свое время форма Air France была отмечена как одно из самых выдающихся дизайнерских решений за всю историю авиационной моды.

С начала 2000-х годов компания British Airways одевает своих стюардесс в одежду бренда Julien MacDonald. Подобно французам, британцы выбрали в качестве базового цвета темно-синий оттенок.

Над разработкой наряда для испанских королев неба корпорации Iberia Airlines поработал Адольфо Домингес (Adolfo Dominguez). Униформа с намеком на ретро выгодно подчеркивает статус компании и напоминает о многолетней истории главной авиалинии страны.

Итальянская авиалиния Alitalia доверяла разработку нарядов для своих бортпроводников таким королям индустрии моды, как Джоржио Армани (Giorgio Armani) и Альберто Фабиани (Alberto Fabiani). С конца 90-ых годов и в настоящее время члены экипажа предпочитают дизайн Мондриана.

Стюардесса Braniff International Airways в униформе, разработанной Эмилио Пуччи в 1966 году.

Дизайнеры до сих пор пытаются найти формулу идеального соотношения стиля и удобства униформы «небесных ласточек». В связи с этим весной 2013 был проведен опрос Aviasales.ru среди 7,5 тыс. фэшн-экспертов в рамках Aurora Fashion Week, чтобы хотя бы на таком уровне выяснить, чья униформа в наибольшей степени отвечает современным тенденциям моды.

В шорт-лист вошли 15 авиакомпаний. В результате голосования 31,5% экспертов проголосовали за стюардесс «Аэрофлота» (Россия). Второе место в рейтинге заняли бортпроводники Emirates (ОАЭ) – 13,5%, третье – S7 Airlines (Россия) – 12,5%.

Если же в целом обратить внимание на фасоны униформ стюардесс по всему миру, можно заметить, что модели костюмов выглядят довольно строго: длина юбки бортпроводницы 2010-х годов не выше колена, но фасон – юбка-карандаш (как правило), позволяет в меру подчеркнуть изгибы женского тела. Ткань костюмов плотная, не просвечивающая, в тренде – отсутствие частей голого тела: даже в летний период стюардессы носят жакеты и блузы с длинным рукавом. В палитре цветов ограничений нет.

Благодаря современным тенденциям авиамоды представление о стюардессах как о девушках-гейшах, которые должны развлекать и ублажать клиентов своими талантами, рассеивается. Волна феминизма захватила и воздушное пространство, теперь бортпроводницы чувствуют себя довольно уютно в сдержанных фасонах, да и как показывает статистика, нападения на сотрудниц авиалиний со стороны пассажиров мужского пола значительно сократились после возвращения в униформы стюардесс элементов стиля милитари и закрытых фасонов.

Стюардесса Braniff International Airways

Стюардессы Olympic Air в униформе греческого дизайнера Янниса Тсеклениса в 1971 году

Модель в униформе British Airways

Стюардесса Air France в униформе Кристиана Лакруа

Новая униформа Alitalia

Стюардессы Emirates Airlines в униформе Simon Jersey

Униформа «Аэрофлота», разработанная Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым

Источник: marieclaire.ru

Комментарии
Комментарии