Почему быть голым стыдно и когда это началось?

Отношение к обнаженному телу во многих культурах разное.
Почему быть голым стыдно и когда это началось?

ПАВЕЛ ГУРЕВИЧ

философ, культуролог, главный научный сотрудник института философии РАН

В жарких странах Африки представители многих племен ходят обнаженными. Есть такая история. Один немецкий этнограф вместе с женой отравился в Африку, чтобы изучить местные нравы и традиции. Оба миссионеры были слегка удивлены, что ни у кого из аборигенов нет никакой одежды. Миссионер немедленно совлек с себя одежды, а жена, воспитанная в пуританских нравах осталась в платье. Толпы африканских мужчин ходили за ней, сомлевшие от ее облика, сильно воспаленные. В конечном счете она решилась появляться без одежды. И все мужчины сразу потеряли к ней интерес.

В античной культуре существовал культ обнаженного тела. Считалось, что красота телесности свидетельствует о нравственной чистоте. Известен пример, когда женщина, обвиняемая в воровстве, разделась в зале суда. Пораженные красотой и гармоничностью ее тела, судьи тотчас же сняли с нее обвинение.

В средневековой культуре обнаженное тело считалось постыдным. В это время в Европе распространяется христианство. Христианское учение исходит из того, что тело человека дано ему на время, «на поноску», а ценность человека – в его душе, это радикальная полемика с античной культурой, которая культивировала телесность. Поэтому в работах христианских мыслителей возникает идея, что к телу нужно относится как к «ослику, на котором мы просто немного покатаемся». Значение тела умаляется, историк искусства Ипполит Тэн, описывая живопись средневековья, пишет, что на картинах художников маячили чахлые, безобразные тела, нездоровые люди, которые в жизни не укоренены. Считалось, что истинной красотой обладает только душа. А тело – временная оболочка для нее.

Возрождение снова вернулось к культу обнаженного тела. Художники благоговейно рисовали каждую жировую складку на теле женщины.

Викторианская этика как время показного целомудрия.

В русской культуре тема тоже обсуждалась. Существовал культ стыда и вины. Владимир Сергеевич Соловьев писал о том, что интимные подробности тела – область потаенного. «Скрытое дороже». Соловьев разбирает концепцию Дарвина и замечает, что собаки осуществляют свои естественные отправления «присобачно», не испытывая стыда. Объясняя наличие стыда у людей, философ писал о том, что у каждого человека есть внутренняя стыдливость, продиктованная пониманием, что человек есть образ и подобие Божье. Поэтому в душе человека должны быть чувствования, недоступные животным: стыд и вина. Психический мир человека очень сложен, стыд – это первичное образование, а вина есть более глубокое чувство. Я думаю, что это надо связать с феноменом очеловечивания. Чем дальше развивается культура, тем больше в ней востребованность в чисто человеческих переживаниях.

В современную эпоху, с одной стороны, царит культ обнаженки. Газеты сообщают о том, где и когда показала свою наготу известная актриса. В то же время царит массовая закомплексованность, страх показать себя. «Вдруг она, сняв покрывало, вся предстала предо мной. Отчасти, это наследие средних веков и христианства. Но можно также говорить и о мятнике, который качнулся в другую сторону: о сексуальной революции и культе обнаженного тела, которые обуславливают ощущение стыдливости. Внутреннее целомудрие людей протестует против повсеместной обнаженки. Например, Жан Бодрийяр пишет, что избыточность обнаженного тела порождает и пренебрежение к ней, своеобразный откат. Эротизация проникает во все сферы культуры: спорт, политику, образования. Поэтому мы оказываемся в ситуации пресыщения, отсюда следует реакция, своеобразный феномен асексуальности. В 60-х, в начале сексуальной революции, никто не мог предвидеть, что этот феномен возникнет. В частности, известный сексопатолог, философ Игорь Кон писал, что, если эротизация будет захватывать все новые и новые зоны, это приведет к гибели культуры, которая, в свою очередь, является сублимацией эротических чувств. Но теперь, благодаря технологиями, любой может удовлетворить свою сексуальность. Поэтому тревога эта не оправдалась: взамен сексуальности и гипертрофированной практике обнаженного тела возникает романтическая тенденция (культ романтических отношений) и полное равнодушие к эротике, отторжение сексуальности.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии