Три неудавшихся бизнесмена — о том, как запускали дело и провалились

Как прогорел бизнес по доставке пиццы, почему из чайного гриба не вышло успешного проекта, несмотря на рекламу от Ксении Собчак, и почему не взлетел бизнес на обедах для спортсменов.
Три неудавшихся бизнесмена — о том, как запускали дело и провалились

Александр

Организовал доставку пиццы Mama Mafia в 2012 году

— Идея заняться доставкой пиццы возникла спонтанно. Как-то раз мне позвонили старые друзья и попросили посоветовать, где взять в долг 300 тысяч рублей, я тогда работал в банке. Они купили доставку пиццы и планировали сделать ребрендинг. У меня тогда как раз были деньги, я загорелся и решил вложить их в бизнес.

Бизнес с друзьями

Мысли у меня тогда были такие: я уже добился какого-то успеха в банке — у меня была руководящая должность — и надо двигаться дальше. На фоне чтения книг из серии «Как я создал Wal-Mart» я мечтал создать свою империю. И через несколько дней уволился из банка.

Доставка пиццы, которую купили мои друзья, приносила стабильный доход, но ребята захотели ее переделать под «стильно, модно, молодежно». За большие деньги наняли дизайнера, который разработал нам новый брендинг. Мы поменяли коробки для пиццы, сделали яркую рекламу и стали называться Mama Mafia.

Осенью у нас появилось новое меню. И это было ошибкой. На блюда, которые стоили дорого и готовились долго, мы сделали очень маленькие цены. В итоге был шквал заказов, рекордные обороты, а прибыли по-прежнему не было. Мы брали новые кредиты, долговая нагрузка росла.

Сейчас я понимаю, что для такого небольшого бизнеса было неправильным там много вкладывать в брендинг. Тем более когда ты еще плохо понимаешь операционные процессы. Была и еще одна крупная ошибка: мы с друзьями не обсуждали, кто из нас за что отвечает. У нас начались сложности во взаимоотношениях. Я решил отделиться и делать свою доставку под новым брендом. Снял помещение, перетащил туда половину поваров, закупил оборудование. Вскоре старые друзья устали и предложили мне снова заняться их доставкой.

«Пора завязывать»

В итоге на мне было два производства. Долги росли, времени не хватало. В нашей группе во «ВКонтакте» стали появляться отзывы недовольных клиентов. Я их не удалял, думал, надо быть честным.

Морально я весь выдохся. Одному двигать весь бизнес, заниматься раскруткой, за всеми следить — это оказалось непросто. С 11 утра до 2–3 ночи я каждый день был на работе. Я сгорел.

В тот момент у меня появилась девушка. Она на это всё посмотрела и сказала: «Саша, пора завязывать». К ноябрю я продал бизнес другой доставке пиццы и устроился обратно в банк. Как итог: получил огромный опыт и минус 1,5 миллиона рублей.

Моя самая главная ошибка была в том, что я не думал о продажах. Я хотел сделать красивую картинку, не понимая, как буду зарабатывать. Не экономил на продуктах, покупал дорогие ингредиенты, негнущиеся коробки для пиццы и так далее. Доверял сотрудникам, не штрафовал их.

Первое время я сильно жалел, что вписался в это дело. Потом ко мне пришло осознание: лучше, что я попробовал тогда и потерял 1,5 миллиона, чем если бы я без опыта попробовал на более серьезных суммах и влетел бы гораздо сильнее.

Максим

Организовал производство чайного напитка HQ Kombucha в 2012 году

— Как-то раз мне пришла в голову мысль, что чайный гриб, несмотря на свою популярность, почему-то не продается в магазинах. Мы обсудили это с товарищем и благополучно забыли. Через год я вспомнил об этой идее и поделился ей со своим другом и будущим бизнес-партнером. Он очень воодушевился и предложил мне заняться производством напитка из чайного гриба — комбучи.

Первые шаги и первые ошибки

В тот момент, летом 2012 года, я как раз окончил университет и находился в поисках работы. У меня был один вариант в нефтегазовой компании в Москве, но с ним ничего не вышло. Желания создать свой бизнес, в отличие от моего друга, у меня не было. Однако поскольку предложений о работе тоже не было, я решил попробовать, хотя не очень верил, что что-то получится.

Мы начали изучать вопрос. Помимо того, что у нас не было опыта ведения бизнеса, еще и оказалось, что производство пищевых продуктов очень зарегламентировано. Нам пришлось перечитать кучу документации. Комбуча очень популярна в США, поэтому за основу мы взяли американскую модель.

Первым делом нужно было понять, как, собственно, делать комбучу. Мы купили на «Авито» чайный гриб и дома у моего друга начали его разводить. Долгое время у нас ничего не получалось. То появлялась плесень, то ничего не бродило. Оказалось, гриб требует трепетного отношения. Он, например, не терпит дым. К концу года у нас стало получаться. Мы зарегистрировали юрлицо, расписали план развития на год и стали искать помещение. Первоначально мы вложили по 300 тысяч рублей. Я взял деньги у родителей.

Самая большая ошибка: мы наивно думали, что очень быстро найдем помещение для производства. Оказалось, это очень сложно. То, что нам предлагали, находилось в подвальных помещениях без ремонта и выглядело ужасно. Кстати, один из владельцев говорил нам, что сдает эти помещения различным доставкам еды, с тех пор я к ним очень настороженно отношусь. В итоге мы нашли помещение у метро «Технологический институт». Но там нужно было делать ремонт. За неимением других вариантов нам пришлось согласиться. Мы купили электрокотел, стеллажи, бочки, устройство для промывки бутылок и запустили производство. Почти всё делали вручную. Основным вложением в итоге была аренда помещения.

HQ Kombucha на форуме «3D-журналистика»

Стратегия была такая: поскольку наш напиток был натуральным и полезным, мы хотели зайти в вегетарианские магазины и всяческие кафе здорового питания. Многие брали наш товар, но только на реализацию. С учетом трат на аренду у нас не осталось средств на рекламу. Мы продвигали товар через соцсети, бесплатно раздавали на специализированных мероприятиях. На форуме «3D-журналистика» наша комбуча была в пакете подарков спикерам, мы также проводили дегустацию. Но продажи шли вяло, никто о нас не знал. Мы не дотягивали даже до самоокупаемости. В этот момент мой бизнес-партнер решил уехать обратно в свой родной город, и я остался один.

Прорыв

Толчок нам дало сотрудничество с блогером Соней Есьман. Она живет в Канаде и очень любит комбучу. Я решил написать ей и попросить нас поддержать. Она ответила, что летом приезжает в Россию и обязательно попробует наш напиток. Я ей намекнул, что до лета мы можем и не дожить, и предложил прислать комбучу в Канаду — мои родители как раз собирались в США. В итоге она у себя в Instagram выложила фотографию нашей комбучи, после чего на нашем сайте и соцсетях был скачок посещаемости, многие стали нами интересоваться.

Тут с нами произошла еще одна удивительная история. В декабре 2013 года выпустили Михаила Ходорковского и Ксения Собчак брала у него интервью. И потом, рассказывая о встрече с Ходорковским, она вскользь упомянула, что у него на столе видела баночку с напитком, который называется комбуча. Это, естественно, была не наша комбуча. Ее вообще производит Red Bull. Но она не уточнила, что за марка была у напитка. После этого на сайте был взрыв. До этого в нашем интернет-магазине был всего один заказ. После выступления Собчак заказы полились. Она случайно сделала нам мощнейшую рекламу. В знак благодарности мы ей даже послали три коробки комбучи, но она почему-то ничего не ответила.Нас потихоньку начали узнавать, появились заказы на поставку из других городов. Мы постепенно расширяли присутствие в магазинах и были уже в девяти городах. Мы продолжили отсылать нашу комбучу разным блогерам, некоторые из них нас рекламировали бесплатно. Всё это приносило плоды.

В итоге в Москве и Петербурге мы охватили почти все нишевые магазины. Но этих объемов нам всё равно не хватало, чтобы нормально вести бизнес. То, что мы зарабатывали, было несопоставимо даже с обычной зарплатой на начальной позиции. Чтобы дальше развиваться, нужно было зайти в большие магазины вроде «Азбуки вкуса», но это уже серьезный бизнес с высоким входным порогом. У проекта не было на это денег. Плюс я был один и мне надоело этим заниматься. Мы продали бизнес, но всё равно остались в минусе.

Артем

Организовал доставку еды для спортсменов в 2015 году

— Я попытался организовать доставку еды для людей, которые занимаются спортом. Идея заключалась в том, чтобы разработать готовые рационы, ориентированные на основные задачи: похудение или набор массы, чтобы людям не нужно было самим заниматься планами питания. В тот момент я как раз ушел с работы и решил организовать свой бизнес. Я сам ходил в спортзал, смотрел видео в интернете, всё это было мне очень интересно. По моим ощущениям, тема спорта тогда была на пике популярности. Спортивные каналы на YouTube набирали обороты.

Главное — продукт

Во время занятий спортом человеку нужно есть много и часто — это не очень удобно. Приходится на весь день готовить кучу еды, носить всё это с собой. Я предполагал, что людям будет интересно покупать уже готовую еду, рассортированную по удобным контейнерам.

Планировалось, что изначально готовить еду я буду сам, дома. Потом, если будет понимание, что людям это интересно, отдать производство на аутсорсинг — в какой-нибудь общепит.

Первым делом я начал работу над продуктом. Важно было сделать рационы разнообразными: с рыбой, мясом, различными крупами. Блюда были довольно простыми: запеченные овощи, рыба с рисом. Я рассчитал калории, количество белков, жиров и углеводов. Разработал меню и сделал фотографии. Стоимость одного приема пищи получилась около 200 рублей.

Листовки и реклама в соцсетях

Я начал раздавать листовки около спортзалов, сделал группу во «ВКонтакте», попросил друзей сделать репост у себя на стене. Благодаря этому в группу вступило около 200 человек. Этого было мало, и я решил прорекламировать ее в спортивных сообществах. Но особого успеха это не принесло. Про меня также написал у себя в соцсетях мой товарищ, у которого много подписчиков. Как раз после этого у меня и был единственный заказ.

В итоге всё закончилось, не успев начаться. Я потратил несколько тысяч рублей и много времени. Мои ожидания не оправдались. Я думал, что будет больше заказов. Но этого не произошло.

Возможно, ошибка была в том, что я боялся вкладывать деньги. Хотя я верю, что можно сделать бизнес с нуля без стартового капитала. Моя бизнес-модель оказалась нерабочей. Может быть, я не до конца ее проработал. Я знаю, что сейчас в Петербурге есть как минимум три компании, которые занимаются доставкой спортивной еды. Идея имеет спрос, просто я не смог ее реализовать.

Источник: Бумага

Комментарии
Комментарии