Вера Мухина: монументальная женщина

Она родилась в семье рижского купца, училась в парижских художественных студиях и стала классиком монументального искусства XX века.
Вера Мухина: монументальная женщина

Она родилась в семье рижского купца, получила образование в парижских художественных студиях и стала классиком монументального искусства XX века. Её «Рабочий и колхозница» – самое яркое и значительное выражение советской символики. Большой художник Вера Мухина.

1. Купеческая дочка

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в семье богатого купца. Её отец занимался оптовой торговлей пенькой, и род Мухиных был известен в латвийской столице ещё с 1812 года. Отец Веры не только преуспел в делах купеческих, но имел вкус к искусству и даже пробовал себя в живописи как художник-любитель.

Мать же свою (француженку по происхождению) Мухина почти не знала – она умерла от туберкулёза, когда Вере не исполнилось и трёх лет. Именно по причине болезни матери семья после её смерти переехала в Феодосию – отец опасался, что проблемы со здоровьем начнутся и у его дочерей.

В Крыму Вера и провела всё свое детство, там же она впервые занялась живописью – копировала вместе с отцом картины Айвазовского.

Когда Вере было 14 лет, умер её отец. Мухина переехала к родственникам в Курск, где и закончила гимназию. К тому моменту она уже сознательно решила, что хочет стать художницей, поэтому сразу по окончании гимназии переехала в Москву, где вплотную занялась живописью.

2. Академия де ла Гранд Шомьер

После переезда в Москву Мухина училась живописи в художественных студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова и И.О. Дудина. В то же время она всё больше интересовалась скульптурой и начала посещать студию скульптора-любителя Н.А. Синициной, где впервые попробовала свои силы в ваянии.

В 1912 году Мухина переехала в столицу художественного мира – Париж, где и продолжила своё образование. Она училась в известной студии Ф. Коларосси и знаменитой Академии де ла Гранд Шомьер – самой популярной из всех парижских художественных школ. Уроки скульптуры Мухиной давал Эмиль Антуан Бурдель – знаменитый монументалист, ученик Родена.

После почти двух лет учёбы в Париже Мухина совершила путешествие по Италии, где изучала живопись и скульптуру Ренессанса.

Другими словами, за плечами у классика социалистического реализма и одного из самых значительных представителей советского монументального искусства было обширное и глубокое художественное образование – самого высокого мирового уровня.

3. Жена врача

В 1914 году Мухина вернулась на родину. Она окончила курсы медицинских сестёр и вплоть до выхода России из Первой мировой войны работала в госпиталях. В свободное время Вера Игнатьевна занималась в основном живописью и искусством сценического оформления.

В госпитале Мухина встретилась со своим будущим мужем – военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым. Союз с ним дал Вере семейное счастье, однако повлёк немало опасностей.

В биографии Замкова были тёмные пятна, например, на одной из фотографий он запечатлён в погонах полковника царской армии, а в одной из биографических анкет написал, что получил образование в пажеском корпусе. Существует версия, что на самом деле Замков не происходил из крестьян (как гласит его официальная биография), а жил по поддельным документам.

В 1920-х Замков сделал успешную врачебную карьеру. Он лечил Горького и многих видных членов партии. Его лекарством «Гравидан» (первый в мире гормональный препарат, создававшийся на основе мочи беременных женщин) пользовался даже Молотов.

При этом положение Алексея Андреевича оставалось шатким. Некоторые коллеги обвиняли его в знахарстве и шарлатанстве. Опасаясь преследования, в 1930 году Замков вместе с Мухиной и сыном совершили попытку побега из СССР. Это решение супруги приняли под влиянием одного из пациентов Замкова, который, как выяснилось позже, был агентом-провокатором ОГПУ.

Однако беглецы не успели добраться даже до границы. В Харькове они были арестованы. Наказание последовало достаточно мягкое – административная ссылка в Воронеж на три года и конфискация имущества.

Благодаря связям в верхах Замкова досрочно освободили уже в 1932 году. И не только освободили, но дали возможность открыть собственную лабораторию урогравиданотерапии, которая через несколько лет была преобразована в Государственный институт урогравиданотерапии.

Это было пиком карьеры Замкова. Но продержался на вершине он недолго. В 1938 году врач впал в немилость, его институт был расформирован, и от применения «Гравидана» было решено отказаться. Закрытие института обернулось для Алексея Андреевича инфарктом. Вся научная карьера Замкова моментально обесценилась.

Отлучённый от дела, Замков прожил ещё 4 года, и в 1942 году умер от остановки сердца. Считается, что Замков был одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского.

4. Рабочий и колхозница

«Рабочий и колхозница» – пожалуй, главный монументальный символ советской цивилизации. Мухина создавала его специально для павильона на Всемирной выставке в Париже. Специалисты находят сходство советского монумента с древнегреческой статуей «Тираноборцы» и скульптурой «Ника Самофракийская».

В монументально-динамичном советском памятнике классическая греческая культура оказалась как бы переведённой на язык искусства XX века.

Автором изначальной концепции и композиционного замысла был архитектор Борис Иофан, у которого в процессе работы «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Мухина же представила на конкурс лучший проект по реализации этой идеи.

Однако Мухина заметно подправила замысел Иофана. Если он видел советский павильон на парижской выставке прежде всего торжественным и триумфальным зданием, то она считала, наиболее важным выразить динамику эпохи, воплощением которой и стала скульптура «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», – вспоминала Мухина.

В 1937 году «Рабочий и колхозница» была установлена на советском павильоне Всемирной выставки в Париже. Сборку статуи осуществили всего за 11 дней – рекордные сроки для монумента такой сложности и таких размеров.

Необыкновенная динамика советской скульптуры стала источником её доминирования в общей панораме берега Сены, на котором располагались выставочные павильоны. «Рабочий и колхозница» были признаны одним из главных событий выставки. После неё монумент перевезли в СССР и установили перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

При этом многие из участвовавших в создании советского павильона в Париже вскоре после выставки были подвергнуты репрессиям. Комиссара советского павильона Ивана Межлаука расстреляли в ходе большого террора, многих инженеров сослали в лагеря, а Мухина фактически оказалось запертой в золотой клетке.

Её регулярно награждали государственными премиями, присвоили звание Народного художника СССР, но из всех многочисленных проектов реализовано было лишь несколько.

Интересно, что многие искусствоведы в «Рабочем и колхознице» находят не только очевидное пропагандистское значение, но и «второе дно» – ведь в основе композиции памятника лежат классические фигуры тираноубийц, а значит и скульптуру Мухиной можно прочитать не только как гимн революционному порыву советской страны, но и как тайный протест против тирании.

5. Московские объекты

Веру Мухину знают, прежде всего, как создателя «Рабочего и колхозницы». Но, конечно же, это не единственное, чем знаменитый скульптор внесла вклад в нашу культуру. И хотя после Всемирной выставки в Париже Мухиной удалось реализовать не так много проектов, на её счету как минимум десяток значимых памятников. Большинство из них находятся в Москве.

Именно Мухина – автор памятника Чайковскому у здания Московской консерватории. Его первый вариант скульптор завершила ещё в 1945 году. Но чтобы работа всенародно признанного мастера прошла все бюрократические процедуры и согласования, потребовалось почти 10 лет. Памятник Чайковскому открыли лишь в 1954 году – через год после смерти Мухиной.

Другая известная московская работа Мухиной – памятник Горькому у Белорусского вокзала. Его Вера Игнатьевна создала совместно со скульптором И.Д. Шадром.

Мухиной также принадлежит работа «Наука» у здания МГУ и скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие», установленные в Парке дружбы на Ленинградском проспекте.

Многие даже реализованные свои скульптуры сама Мухина так и не увидела воплощёнными. Ведь и памятник Горькому возле института Мировой литературы, и те же «Хлеб» и «Плодородие», и памятник Чайковскому – всё это было открыто уже после смерти скульптора.

Мухина также является автором памятника Горькому в Нижнем Новгороде. Последняя её работа – скульптура «Мир» на здании планетария в Волгограде.

6. Рижанка

Имя Веры Мухиной тесно связано с Ригой, хотя сама она прожила там лишь первые пару лет своей жизни. В латвийской столице до сих пор стоят Церковь Благовещения Богородицы и Троице-Задвинская церковь, на строительство которых Мухины в своё время пожертвовали значительные суммы. Кроме того, в доме, где родилась Мухина, действует посвящённая ей мемориальная комната.

О своём купеческом и рижском происхождении Мухина невольно вспомнила в 1937 году, когда пришли известия, что она осталась единственной наследницей имущества рода Мухиных в Риге. Вера Игнатьевна отказалась от наследства (которое было оценено в 4 млн латов) в пользу Латвийской республики.

А в 1940 году, когда Латвия была присоединена к СССР, Мухина спасла один из национальных символов страны – Памятник Свободы, который был установлен в Риге в 1935 году в память о погибших за независимость Латвии. Советское руководство рассматривало вопрос о реконструкции или даже сносе памятника. И во многом именно благодаря Мухиной было принято решение не сносить монумент, но сохранить его в прежнем виде и на прежнем месте.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии