Как египетский Свет Азии стал американской статуей Свободы

После отказа египетских властей от проекта гигантского монумента он был подарен США.
Как египетский Свет Азии стал американской статуей Свободы

После отказа египетских властей от проекта гигантского монумента он был подарен США под именем статуи Свободы. Открытие планировалось к столетнему юбилею независимости страны, но опоздало на десять лет.

Вторая половина XIX века — время научных и технологических прорывов. Казалось, нет ничего, в чём не способна разобраться наука, и ничего, что не мог бы реализовать инженер. Этим радостным восхищением был охвачен и французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, которому суждено было стать автором не самой ценной с художественной точки зрения, но определённо одной из самых узнаваемых скульптур мира.

Замысел статуи рождается у него в 1850-х под впечатлением от поездки в Египет и увиденного там монументального Луксорского храма. Гигантская фигура Свет Азии с факелом в руке должна была стать маяком и украшением на входе во вновь построенный Суэцкий канал, символизируя прогресс, который тот несёт Ближнему Востоку, а также отсылая к Александрийскому маяку, Луксору, сфинксу и величию прошлого. Бартольди подаёт проект египетским властям.

Во-первых, изображать людей запрещает Коран. Во-вторых, зачем тратить гигантские деньги на статую? Ведь никто ещё не знает, что через полторы сотни лет экономика страны будет держаться на туризме. В-третьих, денег у Египта всё равно нет, поскольку прибыль от канала уходит западным инвесторам. У властей была масса причин отклонить проект, и акционеры Суэца тоже не собирались выделять средства: канал и без того был впечатляющей, знаменитой стройкой.

Когда в 1870 году во Франции была учреждена очередная (а именно Третья) республика, идею приспособить проект Бартольди подсказал писатель, учёный и политик Эдуар де Лабулэ — горячий сторонник личных, экономических и политических свобод. Он предлагает назвать фигуру древнеримской богиней свободы Либертой и отправить её в подарок одной из немногочисленных тогда демократий мира, Соединённым Штатам, к столетнему юбилею их независимости. Бартольди тут же забыл про Египет и стал говорить, что идея монумента пришла ему во время парусной прогулки по нью-йоркской гавани.

Проект понравился правительствам обеих стран, началась его реализация. Франция должна была изготовить статую, а Штаты взялись построить подобающий постамент и собрать конструкцию — по очевидным причинам подарок должен был прибыть в разобранном виде.

Доподлинно неизвестно, кем именно была натурщица и была ли она вообще. По одной из версий, вполне фрейдистской, Бартольди прикрепил лицо своей матери к телу любовницы. По другой, моделью стала Изабелла Бойер, молодая вдова промышленника Исаака Зингера, сделавшего колоссальное состояние на швейных машинках. Кому символизировать свободу, как не привлекательной и очень богатой вдове?

Завершив художественную часть статуи, Бартольди обнаруживает, что недостаточно для её установки компетентен в архитектуре и инженерном искусстве. Он обращается за помощью к Гюставу Эйфелю, тогда ещё не прославившему башней себя и Париж. Эйфель блестяще решил задачу, разработав жёсткий каркас и систему подвижного крепления медных пластин. Сложно даже сказать, кому из двух французов — скульптору или инженеру — принадлежит больший вклад в конечный результат.

Как водится, в самый ответственный момент заканчиваются деньги. К счастью, краудфандинг был широко распространен уже в XIX веке, хотя и назывался сбором средств по подписке. Несмотря на не самую лучшую экономическую ситуацию, французы собирают огромную сумму в 2,2 миллиона франков.

Американской стороне приходится труднее: люди не спешат выкладывать свои деньги на постамент. Организаторы ищут путь к сердцам и кошелькам американцев через шоу. В пользу проекта по стране проводятся благотворительные аукционы и лотереи, театральные представления, художественные представления и боксёрские поединки. Кампанию поддерживает газетный магнат Джозеф Пулитцер, впоследствии учредивший одну из самых престижных премий в области журналистики. Недостающие средства удаётся собрать.

В 1884 году статуя была закончена, и для её переправки через океан выбрали французскую парусно-паровую канонерку «Изер». Ответственным за транспортировку, будто в романе Жюля Верна, назначили 19-летнего лейтенанта Родольфа Виктора де Драмбура

Когда разобранную на 350 частей и упакованную в 214 ящиков фигуру стали грузить на корабль, выяснилось, что ящики не пролезают в люки. Пришлось вскрывать борт и засовывать их напрямую в трюм, что спокойствия путешествию не добавило. Для усиления драматического эффекта канонерке не хватало только попасть в шторм — и она в него попала.

Лейтенант де Драмбур отказался покинуть мостик и чуть не погиб, когда часть ящиков сорвало с тросов и корабль хорошенько тряхнуло. Но всё обошлось, и Драмбуру удалось не только отметить свой 20-й день рождения, но и дойти до места назначения через два дня после него.

Торжественное открытие 93-метрового памятника после сборки скульптуры на постаменте состоялось 28 октября 1886 года. Таким образом, подарок к столетнему юбилею независимости США опоздал на десять лет.

Источник: birdinflight.com

Комментарии
Комментарии