За что сжигали ведьм в XV-XVII вв.?

Ключевым фактором чудовищных событий, которые мы знаем как «охоту на ведьм», стала подмена фигурs языческой ведуньи, знахарки или ворожеи ее христианским субститутом – дьявольской колдуньи.
За что сжигали ведьм в XV-XVII вв.?

IGOR CHUBAROV

д. филос. н., ст.н.с. ИФ РАН, член редколлегии философского журнала Логос

Ключевым фактором чудовищных событий, которые мы знаем как «охоту на ведьм» в Западной и отчасти Восточной Европе первых 3-х веков Нового времени, стала подмена фигуры языческой ведуньи, знахарки, ворожеи, или чаровницы, ее христианским субститутом – дьявольской колдуньи, вампирши, или злой старухи, который определяет теперь любые наши представления о ведьмах.

Ниже мы приводим обобщенную схему этих представлений – набор оснований для инквизиторских преследований, состоящий из 1) причинения вреда (в частности, кражи молока у коров); 2) полетов на метле; 3) шабашей на ведьминых горах; 4) сопровождаемых половыми контактами с демонами; 5) скрепленных договором с дьяволом. (Схема взята из: Dillinger, J. Hexen und Magie. Fr. am M.: Campus Verlag, 2007. S. 20.)

История юриспруденции до сих пор гордится, что в результате долгих реформ и послаблений оставила из подсудного для женщин только maleficium (!) - И на том спасибо.

Основной научной добродетелью историко-культурного исследования “охоты на ведьм” считается выявление и разоблачение клише устной народной традиции и стереотипов массовой культуры. Перечислим здесь лишь самые общие из них: 1) ведьм уничтожали только в Европе и только христиане (что, разумеется, не верно), 2) преследовали только женщин-ведьм (хотя репрессировали и мужчин-колдунов), 3) “белые ведьмы” наследовали дохристианской природной религии, а образ “злой ведьмы” был результатом христианской враждебности к женскому и телесному (здесь смешаны две разные традиции); 4) вера в ведовство была неизменной в течении нескольких сотен лет (естественно, она подвергалась существенным трансформациям); 5) женщины преследовались преимущественно в качестве знахарок, собирательниц трав, акушерок и т.д., а не за реальное ведовство (здесь важно понимать, что первое было зачастую основанием для второго, но второе могло быть и чистым наветом, как и результатом защитной реакции со стороны преследуемой женщины-не-ведьмы); 6) образ ведьмы навязывался народу сверху - государством и церковью, а интенсификация преследований напрямую зависела от усиления власти церкви (при том, что доносы чаще всего шли снизу); 7) в процессах о колдовстве не было оправдательных приговоров, а попавших под подозрение инквизиции, уже не оставляли в покое (исключения имели место); 8) ведьм отбирали исключительно по признакам рыжих волос, старости, одиночества и т.д. (набор виктимных признаков был шире и во многом случайным); 9) ведьм сжигали в основном живыми и прилюдно (напротив, женщин чаще заранее умерщвляли другими способами, часто тайно); 10) за обвинение в ведовстве были уничтожены несчетные миллионы женщин (точных данных до сих пор нет) (источники: М. Frenschkowski, Ж.-М. Салман и др.).

Религиозно неангажированные исследователи контекстуализуют охоту на ведьм в расширяющихся горизонтах социальной конфликтологии, теорий уничтожения, всякого рода дисциплинарных концепций и теорий кризиса, психологического изучения страхов, гипотез массового употребления наркотических веществ и т.п., приходя к компромиссной идее “совокупности ряда факторов”.

Источник: thequestion.ru

Комментарии
Комментарии