О работе стюардесс: драки на борту и романы в небе

Бывшая стюардесса «Трансаэро» рассказала, насколько реальны стереотипы вокруг этой профессии.
О работе стюардесс: драки на борту и романы в небе

Бортпроводники всего мира 12 июля отмечают профессиональный праздник. Многие мечтают об этой профессии: путешествия по всему миру, небесная романтика, и все это за несложную работу по разносу еды и напитков. Корреспондент РИАМО пообщалась с бывшей стюардессой «Трансаэро» Викторией Беликовой и узнала, действительно ли эта профессия столь привлекательна, как ее представляют обыватели, есть ли в небе место любви, и так ли строг отбор.

Миф 1. Бортпроводники много путешествуют

«Я сама отчасти была жертвой этого мифа до знакомства с профессией. Когда я решила стать бортпроводником, то была уверена, что смогу увидеть гораздо больше. За два года работы мне удалось осмотреть около 10-12 городов, из которых только пять были иностранными.

Отчасти это зависит от авиакомпании, где-то возможности посмотреть мир чуть шире. Но не все так радужно, как принято считать. Зачастую бортпроводники сопровождают так называемые «разворотные» рейсы, со стоянкой 1-2 часа.

В этих случаях, экипаж не выходит за пределы аэропорта, а нередко даже не покидает борт. Бывают и «эстафеты», когда ты остаешься в городе прилета на более продолжительное время, как правило, до 2-3 дней. Но это происходит нечасто, многое зависит от обстоятельств».

«Можно прилететь в Нью-Йорк с 18-часовой эстафетой, но после такого перелета тебе уже не хочется ничего, кроме отдыха».

Миф 2. Бесплатные авиабилеты

«Да, перелеты вне рабочего времени для нас, как для сотрудников, гораздо дешевле, чем для обычных пассажиров. Но здесь тоже есть ряд ограничений. Если вы представляете себе, что это происходит, как в фильме с Леонардом ДиКаприо «Поймай меня, если сможешь», где он под видом пилота путешествовал бесплатно на откидном сидении, то в реальности все не так. Откидное место действительно существует, но просто так на нем не полетишь.

В разных авиакомпаниях правила могут отличаться. В «Трансаэро» сотрудникам раз в год предоставлялись билеты с подтвержденным статусом. Они давали право бесплатно или с минимальной доплатой слетать в выбранном направлении. На все остальные поездки можно было приобрести билеты с неподтвержденным статусом.

Это значит, что в день вылета нужно было приехать в аэропорт, купить билет, при этом оплачивался только топливный сбор, и пройти на регистрацию. Если остались места – ты летел, если нет – оставался на земле. Правда, на моей практике, улететь удавалось всегда. По такой программе, к примеру, можно было слетать во Вьетнам туда-обратно всего за 8 тысяч рублей».

Миф 3. Романтика на борту

«На мой взгляд, игривый образ стюардессы – это всего лишь устаревший стереотип. Раньше, когда профессия зарождалась, в авиакомпании набирали сотрудниц исключительно модельной внешности и совершенно по иным критериям, их воспринимали совсем по-другому.

Сейчас образ «небесной феи» практически исчез, а бортпроводник стал просто обслуживающим персоналом, особенно, если говорить об эконом-классе.

Пассажиры относятся к нам гораздо требовательнее, чем раньше, так что флирта и романтики на борту заметно поубавилось. То же самое могу сказать и об отношениях внутри экипажа.

Лично я нечасто сталкивалась с тем, когда у пилота и стюардессы завязывался серьезный роман. Мимолетные – случались, особенно в каких-то романтичных «эстафетах», например, в Доминикану. Там можно насмотреться на разное».

«Конечно, есть стюардессы, все еще мечтающие о пилотах, но таких единицы. Пилоты этим активно пользуются, но сами уже давно не мечтают о стюардессах».

Миф 4. Бортпроводник – женская профессия

«Хотелось бы процитировать героя фильма «Экипаж»: «В небе все профессии мужские». По нагрузкам я бы точно не назвала эту профессию женской. Девушкам приходится и тяжести таскать – полные телеги весят немало, а пассажирам часто требуется помощь, чтобы поместить ручную кладь на верхние полки.

Выносливость нужна – попробуй проведи многочасовой рейс на ногах, да еще и на каблуках, и все это с улыбкой. Порой приходится и драки разнимать.У меня был такой опыт.

Двое мужчин сцепились прямо у меня на глазах, а рядом не оказалось коллег мужчин. И что мне было делать? Встала между ними. В тот раз все обошлось, я их быстро рассадила, и конфликт был исчерпан. Однако мне потом сказали, чтобы в следующий раз я была аккуратнее и лишний раз не лезла, а звала на помощь сотрудников-мужчин.

Возможно, с точки зрения обеспечения комфорта пассажиров, женская отзывчивость и доброжелательность являются бесспорными преимуществами, но все-таки без мужской помощи на рейсе бывает непросто. Именно по этим причинам среди команды бортпроводников должен быть хотя бы один мужчина. Как правило, это один парень на 3 девушек».

Миф 5. Стюардами работают геи

«Кстати, со стюардами связан и другой миф, распространенный больше в Европе. Что касается российских авиакомпаний – это скорее миф, однако появился он благодаря западным коллегам, где среди мужчин-бортпроводников встречаются представители нетрадиционной ориентации.

В моей практике был забавный случай, отлично иллюстрирующий такое мнение пассажиров о стюардах. По завершению одного рейса из Америки, после окончания обслуживания, к нам подошел пассажир. Американец пришел к нам в «стойку» и стал интересоваться, куда можно сходить в Москве, что посмотреть.

Больше всего его интересовал вопрос, как познакомиться с русскими девушками и как с максимальной скоростью перейти с ними к близким отношениям. Мы с напарницей не нашлись, что ему посоветовать, и резонно поинтересовались, почему он не задает подобные вопросы нашему коллеге стюарду, который находился тут же, рядом с нами.

Пассажир был крайне удивлен нашему предложению. Он был полностью уверен, что наш коллега «не по части девушек», раз выбрал профессию бортпроводника.

Американец искренне удивился, что российские бортпроводники-мужчины – гетеросексуалы. После этого он долго извинялся перед нашим коллегой, и узнал у него все, что его интересовало о русских женщинах».

Миф 6. Попасть в кабину пилота можно за деньги

«Некоторые люди считают, что за деньги бортпроводник может исполнить любую их просьбу. Но самое главное в полете – безопасность, а ее обеспечение возможно только при неукоснительном выполнении инструкций. Поэтому все нестандартные просьбы встречаются отказом.

К примеру, я часто сталкивалась с просьбой попасть в кабину пилота. Иногда пассажиры даже без «прелюдий» про день рождения ребенка и прочее просто спрашивали, сколько стоит попасть в кабину пилота. Ответ на такую просьбу всегда один – отказ. Нисколько это не стоит, это запрещено категорически. Нельзя там находиться посторонним, ни за какие деньги.

Периодически просят что-то принести из бизнес-класса, аргументируя это просто: «У вас же есть, что вам, жалко?». Иногда просят алкоголь. Чаще всего просьбы подкрепляются фактом, что у кого-то день рождения».

«Практически в каждый рейс находится пассажир-именинник, жаждущий получить какие-то преференции. Приходится терпеливо объяснять, что правила для всех едины».

Миф 7. «Бонусы» продуктами и алкоголем

«А вот это не миф, а вполне привычная негласная практика. Когда я работала, бортпроводники частенько забирали себе что-то, оставшееся после рейса.

Кто обслуживал бизнес-класс в основном забирал алкоголь, в «экономе» выносили молоко, сахар, кофе, шоколадки.

По правилам, оставшаяся еда и напитки должны сдаваться. Все пересчитывается, заносится в специальные документы, укладывается обратно в телеги и закрывается. Однако на практике перед этим, как правило, звучит вопрос: «Ребят, больше ничего не надо, я закрываю телегу»?

Миф 8. Стать бортпроводником сложно

«Лично я попала в авиацию спонтанно. Просто в один вечер решила, что стоит попробовать, отправила через интернет заявку, и через пару дней мне пришло приглашение. Я прошла собеседование, и после трехмесячного обучения приступила к работе.

Сегодня требования к соискателям не так высоки, как многие думают. Престиж профессии заметно снизился, и отбор стал довольно лояльным, особенно что касается внешних параметров.

У нас были девушки и с ростом 155-160 см, и полненькие, и далеко не с модельной внешностью. Еще принято считать, что знание английского языка – обязательное условие для приема на работу бортпроводником. На самом деле, далеко не все сотрудники свободно им владеют.

Конечно, многое зависит от авиакомпании и ее статуса. Однако общих жестких правил при отборе только два – очень хорошее здоровье и высокая стрессоустойчивость. Главную роль сегодня играют не внешний вид, не речь, не знание языков, а психологические качества соискателей».

«Если твой рост 160 см, но твое физическое и психологическое состояние отвечает требованиям, то, скорее всего, тебя возьмут, а вот нервная, вспыльчивая модель со знанием трех языков вряд ли пройдет собеседование».

Миф 9. Бортпроводник – просто официант

«На самом деле, обслуживание пассажиров – далеко не основная функция бортпроводника. В некоторых авиакомпаниях вообще нет еды, а напитки только платные. Главная наша функция – это обеспечение безопасности на борту. Во-первых, бортпроводник обеспечивает контроль за экипажем.

После ряда ЧС ввели правило, что в кабине пилота постоянно должны находиться два человека. Если один пилот выходит, то бортпроводник, чаще старший, присутствует в кабине в это время.

Если что-то произойдет с летным экипажем, мы обязаны оказать первую помощь, а в случае проблем с одним из пилотов – ассистировать оставшемуся.

Бортпроводник также должен быть готов оказать первую помощь, если кому-то из пассажиров стало плохо. Происходит это нередко, особенно в жаркое время года.

Также мы должны обеспечивать безопасность в чрезвычайных ситуациях: при пожарах, разгерметизации, при аварийной посадке. Неслучайно места бортпроводников на взлете и посадке расположены у аварийных выходов.

Взлет, набор высоты, снижение и посадка – самые опасные этапы полета, подавляющее большинство несчастных случаев происходит именно в это время.

Поэтому в этот период рядом с аварийными выходами обязательно должен быть кто-нибудь, кто в состоянии этот выход открыть и провести эвакуацию».

Миф 10. У бортпроводников легкая работа

«Не просто так нам дается отпуск 70 дней в году, по 35 дней каждые полгода. В нашей профессии нагрузка на организм очень большая, наносится серьезный вред здоровью. Очень страдают опорно-двигательная, дыхательная и нервная системы. Довольно скоро у многих появляются проблемы с суставами, например.

Поэтому нам нужно больше времени, чтобы восстановиться.

Даже пассажирам непросто переносить перелет, особенно долгий. Хотя, казалось бы, просто сидишь в кресле. А мы большую часть времени проводим на ногах. Все это сказывается на здоровье. Бортпроводники раньше уходят на пенсию. Декрет дают тоже сразу, как только узнаешь о беременности.

Авиационные врачи предостерегают девушек от полетов даже на самых ранних сроках в 1-2 недели, так как это может быть чревато последствиями. Очевидно, что такие нагрузки не проходят бесследно, поэтому, выбирая профессию бортпроводника, не стоит рассчитывать на легкие трудовые будни».

Источник: riamo.ru

Комментарии
Комментарии