Мода 1900-х: «песочные часы», тюрбаны и Поль Пуаре

Тягу к роскоши и культ «женственной» красоты вытеснили практичный подход к одежде и новые, щадящие женское тело и здоровье, силуэты.
Мода 1900-х: «песочные часы», тюрбаны и Поль Пуаре

Переход из XIX в XX век стал для мировой моды символическим: тягу к роскоши и культ «женственной» красоты медленно, но верно вытеснили практичный подход к одежде и пришедшие вместе с ним новые, щадящие женское тело и здоровье, силуэты. «Апрель» совместно с интернет-магазином ретро-платьев Retroroom вспоминает главные тренды 1900-х.

Мода, требовавшая жертв

Если на рубеже столетий девушки по-прежнему шли на немалые жертвы ради красоты, то к концу первого десятилетия нового века в стиле наметились тенденции, определившие развитие моды на годы вперед, а именно влияние заморских стран, демократичные фасоны и новаторские идеи дизайнеров-реформаторов.

Представления об идеальной женщине конца XIX века никак нельзя назвать разнообразными: в почете были обладательницы фигуры типа «песочные часы», большое внимание уделявшие всяческим украшениям, кружеву, оборкам и роскошно декорированным аксессуарам.

Те, кому не посчастливилось обладать заветными «правильными» пропорциями, добивались изящных изгибов, утягивая фигуру, а если учесть тот факт, что идеальной считалась талия обхватом 42-45 сантиметров, «корректировать» образ приходилось практически всем.

Силуэты платьев были соответствующие: акцент на талии, зауженные на бедрах и расклешенные книзу юбки со шлейфом. Подол часто расшивали кружевом или украшали аппликациями и цветами. Узкие рукава и воротник-«стойка» не позволяли женщинам начала века свободно передвигаться и вообще чувствовать себя комфортно, однако в те годы у моды такой цели и вовсе не было — главной задачей девушек считалось стремление к внешнему совершенству.

Неудивительно, что в основном светские дамы меняли наряд несколько раз в день, из платья для дневной прогулки переодеваясь в более торжественный вечерний костюм. Процесс переодевания вместе с прической и подбором аксессуаров занимал немало времени, зато за ужином самые состоятельные дамы поражали гостей нарядами, расшитыми драгоценными камнями и украшенными меховой оторочкой.

При всем внешнем великолепии образов, новый век и меняющийся мир требовали модных реформ и «освобождения» женщин из-под гнета корсетов и односторонних представлений о красоте.

Стремление к удобству и «рациональная одежда»

Пионером в модной реформе можно назвать Лондон: именно там в 1884 году прошла выставка, представившая миру новый свободный фасон платья, которое, согласно описанию, «наносило меньший вред женскому здоровью».

Примечательно, что женский наряд был одним из экспонатов Международной выставки здоровья — в то время именно врачи первыми забили тревогу и выступили за новый подход к одежде, а за три года до этого в Лондоне даже появилась «Ассоциация рациональной одежды».

Новый крой платья позволял женщинам двигаться свободно, а не мелкими шажками, кроме того, теперь не нужно было носить корсет и подчеркивать стройность: юбка начинала расширяться прямо под грудью, свободно ниспадая, а не обтягивая тело.

Знаменитый лондонский магазин Liberty первым взял на вооружение зарождающийся тренд и предложил покупателям модель, похожую на представленное на выставке платье. Однако на распространение нового фасона по Европе ушло еще около двадцати лет: мастера из разных стран после посещения Лондона, вдохновленные новаторскими идеями, создавали одежду и выставляли ее на продажу уже у себя на родине.

Помимо меньшего вреда для здоровья, платья нового кроя упрощали быт: теперь женщины могли одеваться без помощи горничной и не придерживать подол при ходьбе. Длина «рациональной» юбки доходила до щиколоток, а от шлейфа и вовсе решено было избавиться.

Элементы стиля ар-нуво отошли в прошлое стараниями художников и модельеров по всей Европе, однако настоящим революционером, подарившим дамам новый взгляд на моду и самих себя, стал французский мастер Поль Пуаре, чьи творения повлияли на дальнейшее развитие индустрии.

Поль Пуаре: мода как праздник, мода как шоу

В юности шитье и кройка были для Пуаре скорее увлечением: на жизнь молодой человек зарабатывал торговлей зонтами. Однако стремление к постоянному расширению знаний и умений вкупе с трудолюбием дали свои плоды: в 1896 году Пуаре предложили работу в парижском салоне модельера Жака Дусе.

Именно здесь к начинающему кутюрье пришла слава: наряды, которые он создавал для популярных актрис того времени, тут же попадали в центр внимания парижских светских дам, и скоро о молодом даровании знали практически все модницы французской столицы.

Количество заказов и все возрастающий интерес со стороны клиенток позволили Полю уже в 1903 году открыть собственный салон. Именно здесь модельер встречал клиенток и представлял им платья с завышенной талией и плавными линиями. Немалую роль в появлении такого демократичного фасона сыграла жена Пуаре Дениз Буле — непохожая на классических красавиц того времени, она стала музой своего мужа, для которой он создавал индивидуальные, подчеркивавшие ее красоту, наряды.

Французский модельер не ограничился реформой фасонов, и с его подачи пастельная гамма нарядов сменилась на смелые яркие сочетания цветов в одежде: на парижских приемах теперь блистали дамы в желтых, зеленых, оранжевых платьях. Новаторским был и сам подход кутюрье к моде: именно Поль Пуаре первым стал устраивать показы платьев, превращая этот процесс в своеобразные шоу с отсылкой к другим видам искусства.

Приходя в салон на улице Обер, клиентки дизайнера попадали в атмосферу праздника, где в интерьерах, обставленных шикарной мебелью и зеркалами во весь рост, их взгляду представали яркие наряды, украшенные бисером, китайской вышивкой, тюлем и жемчугом.

Простота кроя многих нарядов позволяла модельеру не ограничивать себя в декоре костюмов. Вокруг каждого своего платья Пуаре мог создать отдельную историю и преподносил наряды клиенткам вместе с увлекательными рассказами и представлением.

Кроме того, модельер выпускал собственные каталоги одежды, над оформлением которых трудились лучшие парижские художники. Превратив свою работу в мини-индустрию, Пуаре вскоре открыл в Париже еще несколько салонов.

В 1909 году в Париже прошли гастроли «Русских сезонов» Сергея Дягилева, и на фоне общеевропейского увлечения культурой Востока (куда относили и Россию), выступление вызвало восторг французских зрителей. Поль Пуаре, в очередной раз почувствовав потребности публики, стал экспериментировать с ориентализмом: наряду с платьями дизайнер предложил клиентам шаровары, юбки-брюки и тюрбаны, щедро расшитые восточным орнаментом.

В моду вошли туники — их дамы носили с широкими брюками, - а также платья-халаты. Увлечение Востоком коснулось и верхней одежды: одной из самых популярных моделей стало пальто, перехваченное на талии поясом наподобие кимоно.

Наряду с Пуаре новый взгляд на моду формировали и другие дизайнеры, многие из которых были женщинами. Именно первые годы ХХ века ознаменовались появлением модных Домов во главе с дамами-кутюрье, создававшими практичную и красивую одежду.

Основательница Дома Paquin Жанна Пакен стала первой женщиной, избранной президентом секции моды на Всемирной выставке в Париже. Она же впервые начала шить женские костюмы из тканей, до этого считавшихся исключительно «мужскими».

Еще одна знаменитая коллега Пакен, Жанна Ланвен, одела женщин в удобные платья-рубашки и широкие юбки, а также открыла собственный модный Дом Lanvin, который и спустя столетие остается одним из лидеров индустрии. Придя в мир моды в первые годы ХХ века, женщины-кутюрье укрепили свои позиции в следующем десятилетии.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии